Киево-печерская Лавра — главная святыня Киева
Автор Елена Бондарева
Источник http://www.nice-places.com
Собираясь в Киев, нужно обязательно запланировать посещение Киево-Печерской лавры, которая считается визитной карточкой столицы Украины. Не даром существует мнение, что, не увидев лавры, вы не видели Киева.
Лавра – что это такое?
Давайте определимся, что же обозначает термин «лавра». В переводе с греческого лавра – это поселок, селение. В наши дни так называется монастырь с определенным порядком. В период с IV по VI века лавра была не самостоятельным учреждением, а являлась частью сообщества, каждый член которого жил обособленно, вел свое хозяйство, но при этом понимал, что у него есть соседи, которые в случае чего всегда помогут. То есть в лавре жили не отшельники, а монахи, которые искали уединения, но при этом сосуществовали в общине.
Лавры были особенно распространены на Востоке. Очень много их было в Палестине. С течением времени лаврой стали называть старинный, богатый и уважаемый монастырь, отличающийся обширной территорией и большим количеством монахов.
В Украине на данный момент есть три лавры (Почаевская, Святогорская и Киево-Печерская). Все они подчиняются Московскому патриархату.
Правила и запреты
В наши дни посетить православную святыню – Киево-Печерскую лавру может любой желающий. Путешественник может быть как христианином, так и человеком другого вероисповедания, но должен придерживаться некоторых правил приличия, чтобы не оскорбить чувств других верующих. Естественно, шорты и короткие юбки тут не приветствуются. Для посещения пещер, где покоятся мощи многих святых, нужно быть одетым в кофты с длинными рукавами. Женщины также не должны входить под своды пещер с непокрытой головой. Косынки продаются тут же, если турист не позаботился о ней заранее.
На территории лавры нужно вести себя тихо, говорить в полголоса, выражать свой восторг сдержанно. Не забывайте, что это в первую очередь святое место, а уже потом музейный комплекс.
Преданья старины глубокой
Ученые точно знают, как создавалась лавра, и кто был ее основателем. Об этом не раз упоминается в летописях, которые считаются вполне достоверным источником. У истоков лавры стоял святой преподобный Антоний, который прибыл в Киев в 1050 году в поисках места для уединенной молитвы. Он отыскал такой уголок в пещере на одном из киевских холмов, где и остался, вознося благодарности Богу и придерживаясь строгого поста. Через некоторое время к пещере потянулись миряне, которые прослышали о святом человеке. Сам князь Изяслав посетил старца. Помимо любопытствующих, были и те, которые искали такой же скромной жизни. Так, в пещере по соседству с Антонием поселился молодой Феодосий, ставший учеником старца. Вскоре появились и другие отшельники. Тогда Антоний основал монастырь с очень строгим уставом. Князь Святослав Ярославович отдал святым отцам землю, на которой находились пещеры.
Среди монахов Киево-Печерской лавры были очень талантливые люди, например, известные летописцы, которые рассказали своим потомкам об истории Руси. На территории лавры были созданы «Повесть временных лет» и «Киево-Печерский патерик». Примерно в то же время создавали свои чудотворные иконы Алипий и Григорий, лечил мирян от болезней Агапит.
Поначалу была построена Верхняя лавра, которая затем стала расширяться с приходом все новых и новых монахов. Первым делом был воздвигнут Успенский собор. С его строительством связано много различных чудес. Зодчие прибыли в лавру из самого Константинополя. Причем они рассказывали, что приехали по просьбе Антония и Феодосия, которые им уже заплатили за строительство храма, хотя святые отцы ни на миг не покидали обитель. Несколько раз иконописцы, приглашенные для росписи собора, проплывали по Днепру в поисках Киево-Печерской лавры, и лодка сама приставала к берегу в нужном месте. Именно в те времена лавра и получила главное свое сокровище – икону Успения Божией Матери, подаренную обители самой Богородицей. К сожалению, судьба иконы сейчас неизвестна. Она пропала мистическим образом в 1941 году, когда Успенский собор взорвали. Кто это сделал – неизвестно до сих пор. Историки спорят до хрипоты, отстаивая свое мнение. В советское время считалось, что собор уничтожили фашисты, украинские краеведы полагают, что его взорвал представитель НКВД, который готовил покушение на некоторых фашистских чиновников. Как бы там ни было, икона в собор, отстроенный в 2000 году, не вернулась. Сейчас доступен один из ее списков.
Но вернемся на несколько веков назад. Лавра пользуется невероятным уважением, ее посещают все правители России, которые делают богатые подношения и прикладываются к чудотворной иконе.
С приходом советской власти лавра утрачивает статус монастыря и превращается в историко-культурный заповедник. Монахи вернулись в монастырь только лишь в 1988 году, когда вся страна праздновала тысячелетний юбилей основания Руси.
Верхняя лавра
Верхняя лавра – это сердце монастыря, которое создавалось, укреплялось и оберегалось на протяжении периода в 8 столетий – с XI по XIX века. Эта часть лавры была основана на возвышении над теми пещерами, где изначально селились отшельники.
Мощные крепостные стены, призванные не только защитить сокровища лавры, но и обеспечить его обитателям уединение, были построены по приказу гетмана Ивана Мазепы. Стены можно увидеть и в наше время.
Большая лаврская колокольня, на которой расположена смотровая площадка, была возведена в XVIII столетии. Ее силуэт очень узнаваем: он тиражируется на открытках, календарях и является одним из символов Киева. Колокольня украшена часами, которые исправно работают с 1903 года.
Троицкая надвратная церковь возвышается над основным входом в лавру – Святыми воротами. Она была построена на основе старинного храма, средства на который выделил князь Святослав, правивший в Чернигове. И произошло это в 1106-1108 годах. Затем церковь была перестроена в стиле украинского барокко. При реконструкции были сохранены ценные фрески, выполненные в XVIII веке.
Интересны для осмотра и Трапезная палата с примыкающей к ней церковью святых Антония и Феодосия. Эти строения были воздвигнуты одними из самых последних на территории лавры (1893-1895 гг.). Церковь длительное время использовались в качестве основного храма этого монастыря. Трапезная создавалась для того, чтобы вместить всех обитателей лавры, а их к тому моменту насчитывалось больше тысячи.
Свернув за угол трапезной, можно попасть на смотровую площадку, откуда открывается шикарный вид на город и Нижнюю лавру.
На территории лавры работают несколько музеев. Ковнирский корпус, где ранее располагалась местная пекарня и книжная лавка, отдан под Музей драгоценностей. Именно здесь хранится знаменитая Скифская пектораль, сделанная из золота и весящая больше килограмма.
Музей книги и книгопечатания вы найдете в здании бывшей лаврской типографии. Здесь можно увидеть рукописи, созданные во времена Киевской Руси, «Апостол» Ивана Федорова и другие драгоценные книги. Кстати, все монахи лавры должны были много читать. При лавре велась большая работа по переписыванию и переплетению фолиантов.
В митрополичьих покоях, служивших домов для митрополитов и принимавших русских царей, разместился Музей народного декоративного искусства. Среди его экспонатов можно отметить изделия, выполненные украинскими мастерами: яйца-писанки, ковры, фарфоровую посуду, глиняные горшки, вышитые рушники и сорочки. В соседних помещениях работает экспозиция миниатюр Николая Сядристого. Их можно увидеть только под микроскопом. Также в лавре можно посетить Музей театрального, музыкального и киноискусства.
Нижняя лавра
Комплекс Нижней лавры, куда можно пройти с территории Верхней, интересен в первую очередь своими пещерами. Очевидцы рассказывают, что после возвращения лавры монахам в 1988 году некоторые мощи, например, святого Климента, покоящиеся глубоко под землей, внезапно стали мироточить.
В Киево-Печерской лавре можно посетить Ближние и Дальние пещеры. Это целый лабиринт подземных переходов, где нужно передвигаться друг за другом, держа в руке восковые свечи. Пещеры создавали монахи, которые сначала там жили, но с развитием монастыря стали использовать их для захоронений.
И Ближние, и Дальние пещеры имеют по три подземных церкви, где иногда проводятся богослужения. Во время спуска в пещеры в стенах подземных коридоров можно увидеть небольшие окошки. Они скрывают за собой кельи, где раньше молились подвижники.
В подземном лабиринте хранятся мощи летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита, черниговского князя Святослава и многих других. Сама по себе экскурсия по пещерам произведет неизгладимое впечатление на паломников и туристов.