Дом органной и камерной музыки в костеле Святого Николая
Источник https://kati.com.ua
Второй киевский костел
В конце XIX века в Киеве существовал только один костел – Александровский, который вмещал всего 1500 человек. Так как католическая община насчитывала уже более 40 тысяч, в 1895 году они обратились с просьбой о постройке нового костела к прибывшему в Киев обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. В письме говорилось, что костел должен быть возведен в честь пребывания в Киеве Их Императорских Величеств, так что разрешение было быстро получено. Но стройка еще долго не начиналась – город не мог найти бесплатного места достаточных размеров, а на подходящее претендовал завод водки и вина. В результате завод возвели на Кудрявской улице (где он до сих пор и стоит), а с костелом не все было благополучно.
Проект студента-инженера
На проект здания был объявлен конкурс, и к удивлению окружающих, его выиграл молодой студент Петербургского университет гражданских инженеров Станислав Воловский. Так как у 22-хлетнего инженера явно не хватало опыта, проект передали на «поправку» и реализацию архитектору Городецкому. Строителям пришлось долго бороться с грунтом, на который влияла речка Лыбедь. При постройке костела Святого Николая в Киеве впервые применили новую технологию набивания бетонных свай, а в конструкциях вовсю использовался железобетон (возможно потому что Городецкий был владельцем бетонного завода "Фор").
Киевская Вотивкирхе
Возведенный в готическом стиле, костел более всего напоминал австрийский собор Вотивкирхе: здание в форме креста, две ажурные башни-колокольни, стройные пропорции и легкость, витражи и лепнина. Сходство заключается не только во внешности. Как и его австрийский аналог, костел Святого Николая строился долгие годы, и обошелся в 500 тысяч рублей. В 1909 году его освятили, но во время Первой мировой войны отделку внутренних помещений пришлось прекратить
Символы костела
В здании храма все предназначено для отпугивания злых сил. По углам притаились скульптуры чудовищ, грифоны обосновались над карнизом и по углам строения, а в щелях здания видны маленькие ящерицы. Грифон является символом бдительности и силы, а саламандра символизировала в христианском искусстве приверженность к вере и добродетели. Костел Святого Николая стал подлинным шедевром готической архитектуры. Но с приходом советской власти ему не пришлось больше выполнять свою святую миссию.
КГБ и «глушилки» в здании храма
«Религия – опиум для народа» - звучало с советских лозунгов, и в 1930 году здание костела закрыли. Но после войны оно неожиданно отошло Киевскому областному архиву. Так же здание активно использовалось КГБ: тут стояли «глушилки вражеских голосов» и аппараты для прослушивания телефонов. Не случайно рядом, в бывшей Четвертой Киевской гимназии, КГБ ковали кадры «для своих нужд». Строительство метро негативно отразилось на здании, поэтому было принято решение реставрировать и реконструировать костел и отдать его под концертный зал Дома органной и камерной музыки.
Храм и концертный зал
Несмотря на то, что римско-католическая община почти исчезла к середине прошлого века, с 1992 года в храме снова начали проводить богослужения. Сейчас здание соединяет в себе функции костела и органного зала, а церковные службы чередуются с концертами. Со всего Киева приезжают люди послушать орган, сконструированный чешскими мастерами специально под уникальную акустику зала. Приближенный к архитектуре здания, орган имеет 55 регистров и более 3000 труб разных размеров (от 13 миллиметров до 6 метров), изготовленных из металла и ценных пород дерева (чёрного и красного). На этом инструменте с успехом исполняют лучшие произведения старинных и современных мастеров.