История Киева
Автор Дмитрий Лавров
Источник Сегодня
В дореволюционной топонимике Киева наиболее часто встречались местности, которые в той или иной степени были связаны с именем Николая -- то ли Чудотворца, то ли самодержца, то ли просто талантливого человека.
Однако к святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, покровителю всех странствующих по суше и на воде, киевляне относились особенно тепло. Один из первых храмов в честь этого преподобного был возведен на Аскольдовой могиле еще во времена княгини Ольги.
Сохранилось много легенд о деятельности Божьего угодника на… берегах Днепра. Так, одно из преданий повествует о молодой паре, которая со своим чадом отправилась отдыхать в Вышгород. Возвращаясь по Днепру домой, мать уснула и уронила дитя в воду. Потрясенные горем родители стали укорять святого Николая за то, что он, являясь защитником путешественников, допустил такое. Потом молились, просили прощения за свои слова.
Утром ребенок был найден целым и невредимым в храме Святой Софии возле иконы Николая Чудотворца. Впоследствии этот образ получил название Николая Мокрого. Сегодня икона находится в Нью-Йорке, в церкви Святой Троицы, куда во время войны ее вывез один священнослужитель.
Помогал чудотворец не только простым людям. Известно предание о великом киевском князе Мстиславе, сыне Мономаха. В 1113 году, охотясь, он заблудился в лесу близ Берестова и нашел нужную дорогу, благодаря сиянию исходившему от иконы святителя Николая, которая стояла на высоком пне. В память об этом событии Мстислав Владимирович основал тут Пустынно-Никольский монастырь.
А вот к ворам, врунам и преступникам святой был беспощаден. Взять хотя бы легенду о том, как чудотворец наказал кочевника, который, поклявшись на иконе Николая Доброго (в одноименной подольской церкви), не выполнил своего обещания. Или притчу о «притиснутом» грабителе, пытавшемся вынести из храма драгоценную утварь.
И если упомянутые «чудеса» можно причислить к легендам, то как расценить откровения советского писателя Анатолия Кузнецова, ставшего очевидцем удивительного явления над Куреневкой в конце 30-х годов прошлого столетия? В романе «Бабий яр» он пишет: «На черном звездном небе светилась людская фигура, похожая на Николая Угодника. Вернее, она как бы состояла из контуров, прочерченных едва различимыми точками-звездочками. Почему-то меня охватил такой ужас, что я кинулся в сени и спрятался за дверь… Я не знаю до сих пор, что это было и как объясняется».
Можете представить реакцию киевлян в разгар самой жаркой атеистической пропаганды. К тому времени уже были уничтожены Пустынно-Никольский монастырь, Никольский Военный собор, храм Николая Доброго на Подоле, Николаевская церковь на Слободке. С разрушенными куполами стоял на замке гигантский Николаевский собор в Покровской обители, а двери храмов Николая Притиска, Николы Набережного и Николая Больничного (в Киево-Печерской лавре) были заколочены гвоздями. Та же участь постигла и Николаевский костел, в помещении которого устроили склад.
Несмотря на это, святой продолжал «жить» в названиях городских местностей, улиц и площадей. В топонимике столицы по сей день сохранились названия: Никольская Борщаговка, Никольско-Слободская, Притиско-Никольская и Никольско-Ботаническая улицы. А что говорить о великих тезках святого! Проспект поэта Бажана, улицы историка Закревского, художников Мурашко и Пимоненко, писателей Гоголя и Лескова, врача Пирогова, астронома Коперника…
Имя Божьего угодника носили и некоторые правители. Посему в ХIХ веке Киев пополнился такими топонимами, как Николаевский Цепной мост, Николаевская улица (ныне — Городецкого), Николаевский парк (сейчас — Шевченко), Гавань императора Николая II.