Архитектура Киева
Храм Николая Чудотворца на Аскольдовой Могиле.
Храм Николая Чудотворца на Аскольдовой Могиле.

Автор Анна Звягинцева

Источник Русские церкви

Сейчас Аскольдова могила является парковым комплексом, хотя еще до революции это был древний монастырь, который долгое время считался богатейшей обителью. Все что от него осталось – это храм в честь Николая Чудотворца одиноко стоящий среди огромного парка.

По преданию здесь еще со времен Андрея Первозванного существовала тайная катакомбная церковь.

Существует легенда, что на этом месте были убиты и похоронены киевские князья Аскольд и Дир. Это первые киевские князья, которые приняли крещение. В 860-е годы Аскольд и Дир, собрав огромный флот, пошли с войной на Константинополь и были близки к победе. Но христиане, проживавшие в Константинополе, стали молить Пресвятую Богородицу, чтобы она спасла их от верной гибели. И тогда произошло чудо: поднялась страшная буря, которая разрушила весь флот. Чудом остались живы сами князья. Образ жизни христиан и чудо, которое принесло победу Константинополю, оказали на князей огромное действие и они приняли решение незамедлительно креститься. После своего возвращения на родину Аскольд (во святом крещении Николай) и Дир предпринимали попытки распространения на Руси христианства.

В 882 году князь Олег, княживший в Новгороде, чтобы занять киевский престол, убил киевских князей Аскольда и Дира. На том же месте они были и похоронены. Позднее на месте их погребения княгиня Ольга построила храм в честь Николая Чудотворца, в котором изначально была погребена и сама.

В XI веке на Аскольдовой могиле существовал женский монастырь. В нем приняла иноческий постриг мать преподобного Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры. Во время археологических раскопок в 1853 году здесь были обнаружены пещерные кельи XI века.

Существует легенда, что великий князь киевский Мстислав Владимирович, сын Мономаха, заблудился в лесах, которыми был покрыт весь Печерск. Он долго искал дорогу и неожиданно увидел яркий свет, который излучала икона святителя Николая, стоявшая на высоком пне. Икона находилась как раз возле той самой дороги, которую он так долго искал. Через какое-то время на этом месте появилась часовня, напоминающая столб (слуп), с образом святителя Николая, которая указывала направление движения к монастырю. Позднее монастырь был преобразован в мужской. В начале XV столетия он уже упоминается как Пустынно-Никольский (Слупский) мужской монастырь. В XVI веке монастырь на какое-то время был захвачен униатами. Это очень отразилось на его благосостоянии , практически все имущество было разграблено.

В конце XVII века немного выше Аскольдовой могилы был возведен комплекс новых сооружений монастыря. В 1690-1696 гг. сооружен огромный Никольский собор. В нем, кроме главного Николаевского престола, имелись еще три придела — один внизу — во имя Св. Иоанна Предтечи, и два сверху, на хорах — во имя преп. Антония и Феодосия Печерских и во имя Св. мучеников Варлаама и Иоасафа. В XIX веке была построена колокольня и еще один каменный храм в честь Николая Чудотворца на том месте, где явилась икона свт. Николая. Позднее собор начали называть Большим Николаем, а новый храм – Малым Николаем. На самой Аскольдовой могиле деревянный храм, построенный княгиней Ольгой, многократно разрушался и восстанавливался. В 1810 году по проекту архитектора Меленского на его месте была построена новая каменная церковь-ротонда в честь Николая Чудотворца.

В 1831 году Собор получил статус Военного и стал главным храмом киевского гарнизона. Территория монастыря была уменьшена, и главным храмом стал храм Малого Николая. Возле храма на Аскольдовой могиле возникло кладбище, на котором было похоронено много известных киевлян.

В советское время практически все монастырские постройки и кладбище были разрушены. Уцелеть удалось лишь храму Николая Чудотворца на Аскольдовой могиле. Он был закрыт и превращен в парковый павильон. На территории кладбища был разбит парк. После распада СССР храм был передан греко-католикам. Рядом построен новый православный храм в честь Андрея Первозванного.