Исчезнувшая архитектура
Автор Андрей Сантарович
Источник Комментарии
«Северный Рим, татарский город с тремястами церквей, с богатствами Лавры и Cвятой Софией украинских степей», – именно так описал Киев Оноре де Бальзак в 1847 году. К слову, не один он замечал огромное количество церквей в городе. Значительная часть их была разрушена в минувшем столетии. «Киев. Комментарии» собрали перечень самых известных православных киевских церквей, которых сегодня нет на карте города.
Десятинная церковь
Главный христианский храм Киева во времена князя Владимира, а позже возведенный в XIX веке на его месте «памятник русского православия» заставляют говорить о себе и сегодня.
Строительство церкви святой Богородицы Десятинной началось еще в 991 году. Она была освящена в 996 году и до постройки Софийского собора оставалась главным храмом города. Название «Десятинная» происходит от того, что Владимир предоставил церкви десятую часть «от имущества своего». Здесь он перезахоронил свою бабку княгиню Ольгу и братьев – князей Ярополка и Олега. Здесь же были погребены и сам Владимир со своей женой Анной.
Храм на фоне тогдашней городской застройки выглядел гигантским (35х37 м), был окружен галереями и частично покрыт черепицей, а не только свинцовыми листами, как большинство древних киевских храмов. Внутри церковь была украшена мраморными колоннами, мозаиками и фресками. Главной святыней храма были привезенные Владимиром из Корсуня мощи Св. Климента. А рядом с церковью были установлены античные бронзовые скульптуры – «два медных идола и четыре коня медных», также вывезенные Владимиром из Корсуня. Разрушена церковь была при взятии города монголами в декабре 1240 года.
Предположительно с XVI века на месте храма стояла небольшая деревянная церковь Св. Николая, главной святыней которой была икона Николая Десятинного. В начале XVII столетия она принадлежала униатам. А в 1635 году Петр Могила отобрал ее у них и соорудил на ее месте каменно-деревянный храм с деревянной крышей. Официально новая церковь, как и древняя Десятинная, была посвящена Рождеству Богородицы, но в народе за ней сохранилось название Никольской. Освящена она была только в 1654 году.
К слову, во время строительства нового храма Могила нашел среди руин два саркофага с мужским и женским скелетами, которые он объявил мощами Владимира Святославича и его жены Анны. Отделив от мужского скелета голову и кисть правой руки, Могила сделал их реликвиями Успенского собора Печерского монастыря.
Уже в XIX веке возникла идея восстановить главный храм Киева во всем его величии. Идея эта принадлежала Александру Анненкову, который, видимо памятуя о Петре Могиле, надеялся во время строительства найти что-то ценное. как оказалось – не зря. Того, что удалось вывезти Анненкову, якобы хватило ему, чтобы компенсировать все издержки на строительство церкви.
Вокруг же самого строительства, которое началось 2 августа 1828 года, возник большой ажиотаж, поскольку будущий храм рассматривали не иначе как «памятник русского православия». Новая церковь получилась приземистой и неуклюжей, и выглядела особенно неуместно рядом со стройной Андреевской церковью. К слову, критикой Десятинной церкви «грешили» все авторы описаний Киева. «Памятник» был построен в 1838 году, а освящен 16 июля 1842 года. Все свое существование церковь была, фактически, всего лишь ярким проявлением официальной показухи. Отыгрывая также роль неплохой приманки для паломников. Как и десятки других киевских церквей, была уничтожена в 1930-е.
Введенская церковь
Деревянная церковь Введения Богородицы во Храм, стоявшая на Почайнинской, 27, была построена в 1718 году на средства цехмистра рыбацкого цеха Павла Лесницкого. Введенская церковь предположительно являлась цеховым храмом рыбаков. Около нее находился большой рыбный базар. Стояла она на месте еще более древней Власьевской церкви, которая по легенде была построена на месте древнего капища Велеса и была посвящена Св. Власию, который в народной мифологии замещал Велеса и считался покровителем скота.
Поскольку церковь стояла на Плоском и отделялась от Подола канавой, то во время пожара 1811 года существенно не пострадала. Однако у нее был другой враг – многочисленные наводнения. После особенно разрушительного паводка 1845 года прихожане церкви разработали проект постройки нового каменного храма на более возвышенной местности. Но старая церковь продолжала действовать на том же месте, как и ее кирпичная преемница и уничтоженная приблизительно в 1936 году.
Церковь Александра Невского
Самый элитный район Киева конца XIX столетия, – Липки, – долгое время не имел собственной приходской церкви, и службы проходили в многочисленных домовых церквях или в церкви Спаса на Берестове. Именно настоятель этой церкви первым в 1881 году поднял вопрос о строительстве в Липках церкви, на которую, впрочем, изначально так и не удалось собрать денег. Лишь в 1887 году по инициативе и при самом активном участи Федора Трепова-старшего был создан уникальный спонсорский коллектив, в который входили многие столичные богачи – Яков Бернер, Михаил Дегтерев, Никола Терещенко, Федор Терещенко и другие.
Храм был заложен 16 июля 1888 года и уже 27 августа 1889 года церковь, рассчитанная на 400 прихожан, была освящена. Для нее из Москвы были привезены 7 колоколов, а иконостас темного дуба был изготовлен киевскими плотниками мастерской Даболинга. Иконы на медных досках написал петербургский художник Тронин. До недавнего времени на месте храма, – как раз напротив здания Верховной Рады, – стояли церковные палатки, которые были снесены после «Дня гнева» в мае текущего года.
Военно-Никольский собор
Одно из красивейших киевских сооружений эпохи барокко, – Никольский Собор, – был построен на средства гетмана Ивана Мазепы в 1690-94 годах. Высокие стены и барочная лепнина придавали храму сходство со сказочным дворцом. Однако помимо архитектурных достоинств, собор был известен своим 15-метровым резным иконостасом XVII века.
Сразу после сооружения собор стал главным храмом Никольской обители. Его называли «Большим Николой», в отличие от еще двух одноименных монастырских храмов. С 1831 года, когда территория «Большого Николы» была отобрана для военных нужд, собор стал гарнизонным и начал называться Военно-Никольским. Интересно, что даже тогда на стене собора сохранилась надпись в честь Мазепы. Известна также история, как растерялся император Николай I, узнав, что в соборе одновременно с ежегодной анафемой предателю Мазепе происходят молебны в честь «блаженного создателя храма сего». Стоявший немного севернее современной площади Славы храм был уничтожен в 1934 году.