Архитектура Киева
Владимирская — улица светлых надежд и… трагедий
Владимирская — улица светлых надежд и… трагедий

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

На первый взгляд этот 4-этажный дом с мансардой по улице Владимирской, 42, не отличается пышностью форм и замысловатым декором. Сегодня здесь размещается станция метро "Золотые ворота". А вот столетие назад здание было 2-этажным, зато внутри "негде было яблоку упасть" от всевозможных организаций, арендовавших это помещение. Так, вопреки всеобщему мнению об ущемлении прав женщин при царизме, в доме размещались Высшие женские курсы, женское коммерческое училище мадам Володкевич, женское учебное заведение Лефрансуа-Карницкой, женский пансион Софии Львовой, детский сад госпожи фон Ланге. Кроме женских учреждений, здесь размещались лазарет, лечебный институт, типография, ресторан и еще десяток общественных организаций.

 

В 1908 году в здании открылся национально-просветительский центр под названием «Украинский клуб», бессменным лидером которого был композитор Николай Лысенко. Клуб посещали выдающиеся деятели украинской культуры: Коцюбинский, Франко, Нечуй-Левицкий, Леся Украинка, Алена Пчилка, Панас Мирный, Садовский, Заньковецкая. В 1912 году власти закрыли патриотический центр, но вскоре он возродился под символическим названием «Родина». Царских чиновников это устраивало, потому что при прочтении слова они делали ударение на первом слоге, в то время, как у создателей литературно-художественного объединения доминировал второй слог, т.е. украинское «родина» (семья).

Следует отметить, что члены клуба не только популяризировали украинский образ жизни — культуру, язык, народные традиции — а и приобщались к европейским ценностям. В 1913 году в газете «Рада» можно было встретить такие объявления: «Завтра в клубе «Родина» будет прочитан реферат Д. Антоновича «Скульптура Менье». Реферат будет проиллюстрирован волшебным фонарем (т.е. посредством кинематографа. — Авт.)»; «Артистическая комиссия Киевского украинского клуба имеет намерение знакомить публику на субботних вечерах с мировыми классическими произведениями драматического искусства в украинском переводе. Намечено чтение пьес «Мария Стюарт» и «Гамлет». В марте 1917 года в стенах здания на Владимирской начала работать Украинская Центральная Рада.

А немного раньше, в феврале этого же года, революционная толпа под крики «гип-гип-ура» крушила на Думской площади памятник «преобразователю России» Петру Столыпину, смертельно раненому в Киеве террористом Богровым в сентябре 1911 года. «Был убит и снова встал Столыпин, памятником встал, вложивши пальцы в китель», — писал Владимир Маяковский. Правда, поэт оказался не совсем точным. «Вложивши пальцы в китель», стоял на гранитном пьедестале бронзовый Николай I в Университетском парке на улице Владимирской. Однако эта же улица имеет самое непосредственное отношение к гибели премьер-министра Столыпина.

Покушение произошло 1 сентября в Оперном театре (ул. Владимирская, 50) во время вечернего спектакля «Сказка о царе Салтане», на котором присутствовали царь Николай II с семьей и члены правительства. Очевидец этих событий, киевский писатель Григорий Григорьев, рассказывал: «Столыпин и военный министр Сухомлинов стояли в антракте в первом ряду возле прохода. Богров подошел почти вплотную и выстрелил в премьер-министра. Пуля попала в грудь, согнув георгиевский крест. Вторым выстрелом Столыпин был ранен в правую руку, и пуля рикошетом зацепила ногу первого концертмейстера Берглера, который стоял в оркестре… Мои глаза были обращены к царской ложе. Николай, побледнев на глазах у всех, стал медленно отступать к выходу. Я увидел, что Столыпин с окровавленной грудью полулежал в кресле, на его сюртуке был согнутый георгиевский крест…»

Выстрел на Владимирской отозвался эхом на улице Мало-Владимирской (ныне — Гончара). Там, в мрачном доме (N33), украшенном античными скульптурами и рычащими львами, Столыпин скончался