Улицы и площади
Автор Дмитрий Лавров
Источник Сегодня
Если массовые переселения киевлян с Подола в нагорную часть города были связаны с частыми наводнениями, то сплошной поток "беженцев" в 30-е годы ХIХ столетия в долину реки Лыбидь вызвало решение императорского двора о строительстве на Печерске мощной и неприступной крепости в целях защиты города от неприятеля, ибо печальные уроки войны с Наполеоном показали, что границы государства находятся не на надлежащем уровне
Те, кто был богаче, сумели как-то «приватизировать» свободные участки в Липках и на окраинах Старого города, а вот простому люду суждено было селиться в неблагоустроенной, но живописной низине Старокиевского плато. Поэтому и архитектурный облик Нового Строения был поначалу неприхотливым и состоял в целом из одноэтажных домиков и халупок. Но не прошло и полвека, как бывший Васильковский почтовый тракт неузнаваемо преобразился, превратившись в шикарную улицу с широкими тротуарами, электроосвещением и респектабельными домами, похожими на дворцы.
Чего только стоил доходный дом с гостиничными номерами (Б. Васильковская, 1), возведенный в усадьбе купеческой семьи Поповых! Его 13 башен в стиле французского неоренесанса и балконы с кариатидами были долгие годы украшением всего «бессарабского квартала». Центром новой застройки являлся, безусловно, архитектурный ансамбль Караваевской площади (сейчас — пл. Толстого), где возвышалось 5-этажное здание, похожее на плывущий многопалубный фрегат с каютами-мансардами и минаретом вместо ростры. На его бортах-стенах — орнаментальная вязь, имитирующая то очертание индийского Тадж Махала, то элементы старорусского зодчества. Терем, сооруженный в 1901 году, удачно «замыкал» перспективу Большой Васильковской и его фасад с гигантским флюгером на башне был виден за много кварталов.
Не менее представительно смотрелся доходный дом Лейбы Бендерского на противоположной стороне площади, построенный в конце ХIХ столетия архитектором Шлейфером (по иной версии — Городецким). Здание с тремя куполами, лепным декором, коринфскими колоннами и классической балюстрадой являлось эталоном местного купеческого зодчества. В 30-е годы прошлого столетия «излишества» на фасаде поснимали, а после войны количество архитектурных украшений свели до минимума.
А вот 6-этажное здание (N14), возведенное в стиле «северного модерна» в 1914 году осталось в неприкосновенности. Его фасад напоминает суровую скандинавскую сагу — строгая симметрия окон, массивный гранитный цоколь, ряд остроконечных фронтонов.
Произведения монументального искусства на фасадах зданий Большой Васильковской встречались редко, но, как говорится, метко. Знаете ли вы, где наиболее эффектно смотрится скульптура святого архистратига Михаила? Нет, не на фронтоне Златоверхого и не на Печерских воротах Майдана. Насыщенная экспрессией и динамикой композиция расположена на портале Николаевского костела. В ней итальянский скульптор Элиа Сала изобразил архангела в воинском облачении, попирающего дьявола в образе крылатого дракона.
А бюсты Шевченко и Гоголя в круглых нишах бывшего Троицкого народного дома? Они как бы иллюстрируют слова украинского писателя Ивана Нечуя-Левицкого, который в одном из своих произведений сравнил красоту Киева с «дыханием высокой поэзии, манившей и очаровывающей гениев и эстетов, таких, как Гоголь и Тарас Шевченко».
В годы становления советской власти имя великого Кобзаря было увековечено и на главной улице Нового Строения. В 1919 году в центре Караваевской площади (на месте нынешней клумбы) в торжественной обстановке открылся памятник Вождям революции. 4-гранный обелиск украшали скульптурные портреты Шевченко, Маркса, Либкнехта и Свердлова. А гипсовый бюст Энгельса установили двумя кварталами ниже, на Троицкой площади (сегодня здесь размещается центральный вход на НСК «Олимпийский»).