Архитектура Киева
Как главная улица страны восcтала из пепелища
Как главная улица страны восcтала из пепелища

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

Сохранился интересный документ. Это рапорт начальника пожарной охраны оккупированного немцами Киева городскому голове: "В 8 час. 45 мин. 1 ноября 1941 года на Крещатике, 18 (дом бывшей Думы) возник пожар, вследствие которого сгорел полностью дом".

Рапорт был написан 3 ноября 1941 года. Главный пожарный еще не знал, что именно в этот день Киев постигнет еще более страшная трагедия:

На территории Киево-Печерской лавры в результате двух сокрушительных взрывов погибнет в огне уникальный памятник архитектуры — семиглавый красавец Успенский собор.

Пожар в здании бывшей Думы стал завершающей фазой в печально известной «эпопее крещатикских взрывов», спланированный местными подпольщиками в сентябре 1941 года. К этим разрушениям добавились и последствия жестоких боев за освобождение украинской столицы в ноябре 1943 года. В итоге главная улица как городская артерия перестала существовать. Тысячи киевлян приняли участие в расчистке Крещатика. После разборки Думы площадь Калинина представляла собой огромный пустырь, вдвое превышающий довоенную застройку. Так квартал между нынешними улицами Институтской и Городецкого был полностью разрушен.

Летом 1941 года был объявлен конкурс на создание лучшего проекта по восстановлению Крещатика и, в частности, главной площади столицы. Так, архитектор Гельфрейх предложил обновить площадь зданиями-дворцами, в центре которых бы размещалась башня, напоминающая средневековый силуэт киевской ратуши. Зодчий Щусев также предложил использовать элементы барокковой архитектуры и предоставил на конкурс проект целого замка с пышным фасадом и классическим портиком, перед которым возвышались 50-метровый обелиск и два постамента с вооруженными всадниками.

А вот архитектор Алешин, автор Педагогического музея, пошел путем создания в центральной части площади мемориального комплекса с Аллеей Славы в честь павших героев, которую замыкала высокая колонна с геральдическим завершением. На месте разрушенного Радиоцентра (сейчас там памятник основателям Киева) автор предложил построить многоэтажный дом с двухъярусной башней.

Подобную башню с часами включил в свой проект и бывший главный архитектор города Заболотный, поставив ее в районе нынешней улицы Городецкого и «уравновесив» с противоположной стороны ротондой, напоминающей павильон фонтана «Самсон» на Подоле А вот главную идею своего замысла прославленный автор здания Верховной Рады воплотил в проекте действительно блестяще. На месте разрушенной Думы он предложил возвести Триумфальную арку с богатым фронтоном и колоннадой. Напротив (где сегодня размещаются правительственные трибуны) зодчий запроектировал монумент всаднику, который, судя по рисунку, уверенно держался в седле и имел суровую военную внешность. Кто б это мог быть? Возможно, один из выдающихся маршалов, а может быть, и сам Генералиссимус? Для большей убедительности автор изобразил на эскизе военный парад и именно тот момент, когда колонны бойцов проходят мимо «загадочного» всадника.

Было много интересных находок и предложений. Но самым рациональным оказался проект комплексной застройки Крещатика, предложенный авторским коллективом во главе с Власовым. Кстати, Власова тут же перевели на должность главного архитектора Москвы, и вся тяжесть возрождения украинской столицы легла на плечи талантливых зодчих Добровольского, Малиновского, Елизарова, Приймака, Заварова.

Генеральный план развития города предусматривал глобальную реконструкцию главной площади столицы. Но работа велась «аккордами», площадь возрождалась частями. Сначала появилась «полуподкова» — здание Главпочтамта и три семиэтажных жилых дома. Там, где до войны поражал своими размерами доходный «небоскреб» Гинзбурга, выросло не менее впечатляющее здание гостиницы «Москва» (теперь — «Украина»).

Наконец, в 70-е годы прошлого столетия строительство ансамбля было полностью завершено. Вместо первого каменного здания, построенного на площади Беретти в 1851 году, вознесся модерный Дом профсоюзов с 4-гранной башней и электронными часами, а вместо 2-этажных домиков Гудовского и Финке (переживших все войны и революции) встали недостающие звенья в архитектурной цепи пяти смежных улиц, прилегающих к площади.