Достопримечательности Киева
В Начале XX века Крещатик был центром для любителей интима
В Начале XX века Крещатик был центром для любителей интима

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

В начале прошлого века издательство Дмитрия Маркова выпустило красочную почтовую открытку под интригующим названием "Ночь в Киеве". В центре композиции — очаровательная девушка с приветливой улыбкой на фоне хорошо узнаваемых киевских видов. Здесь и памятник Богдану Хмельницкому, и монумент святому Владимиру, и перспектива улицы Институтской (бывшей Девичьей), и, конечно же, Крещатик. Отвернувшись от князя Владимира, благословляющего мир крестом, красавица игриво придерживает ладошкой славного гетмана, гарцующего на коне, а левой рукой нежно прижимает к сердцу целый крещатикский квартал, в глубине которого угадываются очертания местного "Вавилона", где традиционно встречались любители интима.

 

Если прежде дома терпимости открывались то ли в Крестах, то ли в порту, то ли на Андреевском спуске, то в конце XIX века представительницы древнейшей профессии «упростили» себе жизнь и перенесли свой нехитрый промысел на главную улицу города. В 1872 году газета «Киевлянин» сообщала:

«С самого утра можно встретить на Крещатике много проходящих, но все это народ деловой… С двух или трех часов на Крещатике появляется публика развлекающаяся. Самое сильное стечение народа бывает около пяти и шести часов… После сумерек многие из так называемых порядочных дам оставляют Крещатик. На место ушедших являются дамы другого сорта, служительницы богини гулящей… Разговор становится громче, развязнее, молодые люди ведут разговор, не стесняясь, иногда в самых нецензурных выражениях. Гулянье продолжается таким образом часу до десятого, а иногда и до полуночи…»

Безусловно, правила морали не позволяли подобного произвола. Полицейских к вечеру становилось больше, инспекторы школ и гимназий вылавливали из толпы несовершеннолетних, хозяева увеселительных заведений усиливали охрану. Но «пульс» Крещатика продолжал биться в том же ритме. Интересно, что и через тридцать лет картина не изменилась. Любопытную зарисовку «Вавилона» дает писательница Шалацкая в своей книге «Тайны Киева» (1904): «Мелица подняла глаза… В окне магазина стояла полуобнаженная женская фигура в корсете, отраженная со всех сторон в зеркальных стеклах в виде приманки, бьющая на инстинкты толпы. Она покраснела за бездушную куклу. А навстречу шли живые куклы, раскрашенные, в ярких костюмах, с развязными манерами. Невольный вздох вырвался из груди Мелицы: бежать бы скорей от этого Вавилона и всех прелестей его!»

Но никто никуда не бежал и, более того, прекрасно уживался в окружающей среде. Наш земляк Григорий Григорьев, писатель, сценарист, педагог, в начале 60-х годов прошлого века издал книгу воспоминаний о старом Киеве, которая, по сути, стала «первой ласточкой» в популяризации малоизвестных страниц из истории древнего града. О падении нравов в начале XX века автор рассказывает так:

«Есть на Крещатике неписаный, но твердый закон: на той стороне, где четные номера, от угла Прорезной до Думской площади, порядочная женщина может идти только лишь с мужчиной; если же прохаживается одна — значит, проститутка… Отныне вся проституция сосредоточилась на правой стороне Крещатика. На месте официальных публичных домов появились неофициальные, неразрешенные на бумаге.» («В старом Киеве», 1961).

Григорьев приводит трогательный случай, связанный с жизнью крещатикского «дна». Время от времени в «красный» квартал приезжал на извозчике богатый вельможа и щедро раздавал падшим женщинам деньги с просьбой забыть свое позорное ремесло. Женщины соглашались, брали ассигнации, но вскоре снова появлялись на улице. Как выяснилось, благодетелем был писатель-газетчик, получающий немалые гонорары и живущий в Липках. Перед самой революцией литератор лишился работы, разорился и окончательно спился. Его часто видели в грязной одежде, с протянутой рукой все в том же злополучном квартале. Только теперь уже «жрицы любви» в знак благодарности за его доброе сердце сами подавали ему милостыню, кто сколько мог.

В 1903 году на углу Прорезной и Крещатика выросло красивое 4-этажное здание Русского страхового общества, больше похожее на рыцарский замок. Высокий шпиль венчал купол полукруглой башни, которая, в свою очередь, пересекалась поэтапными «поясами»ажурных изогнутых балконов. Гигантская мансарда с металлической вязью напоминала корону и хорошо просматривалась как с Думской площади, так и с Бессарабки. У «Вавилона» появился достойный ориентир. Автором проекта был архитектор Владислав Городецкий.