Улицы и площади
Начало бульвара: галерея метаморфоз
Начало бульвара: галерея метаморфоз

Автор Михаил Кальницкий

Источник livejournal

 

История одного бульвара

Показалось занятным понаблюдать за эволюцией одного из самых видных мест Киева – начала бульвара Тараса Шевченко.

Как известно, трассировка бульвара была определена перспективным планом 1837 года. Разбивку его с высаживанием аллеи тополей произвели в 1842-м. Бульвар сразу стал неотъемлемой составляющей городского ландшафта. Ученый-садовник Александр Осипов в конце ХІХ столетия отмечал: «Аллея бульвара образована из так называемого пирамидального тополя (Populus dilitata), или итальянского – этой красы Ломбардии и других южных стран. Аллея из пирамидального тополя на таком громадном пространстве есть единственная в России, и ни один из городов не имеет такого насаждения» (длина аллеи 2,7 км). Первоначально бытовали названия: «Бульварное шоссе», «Бульварная улица», «Университетский бульвар». В 1869 году бульвар наименовали в честь Дмитрия Бибикова (генерал-губернатора времен его прокладки).


Вот так выглядело начало Бибиковского бульвара за торговой Бессарабской площадью на рубеже 1860–1870-х годов. Как видим, застройка неказистая, не превышает двух этажей и выглядит особенно скромно на фоне массивного здания Университета. Перед ним – громадный пустырь-плац, доходивший до нынешней Пушкинской.


Это фотка соответствует обстановке конца 1880-х – начала 1890-х годов. В начале бульвара хорошо виден двухэтажный с высоким нижним этажом, доныне существующий дом № 1, построенный в 1886 году архитектором Владимиром Николаевым для фабриканта кирпича Якова Бернера (на его фасаде, если подойти и присмотреться, до сих пор видны инициалы владельца и дата возведения). За истекшее после предыдущего снимка время уже успели распродать в частные руки и застроить также часть бывшего пустыря – квартал городской земли между Ново-Елизаветинской (Пушкинской) и Алексеевской (Терещенковской) улицами. Остальная, незастроенная часть потом стала Николаевским (а теперь Шевченковским) парком.


Конец 1890-х годов. Справа от дома Бернера в 1897–1898 годах появился комплекс доходных домов под № 3 (архитекторы Андрей Краусс, Степан Рыкачев) по заказу купца Шлемы Фаера; на торце лицевого 4-этажного здания – вывеска гостиницы «Марсель».


Начало бульвара – крупным планом, 1900-е годы. Справа виден торец большого доходного дома по бульвару № 4 адвоката Григория Богрова (отца небезызвестного террориста Дмитрия Богрова), архитектор Иосиф Зекцер, 1901. На переднем плане – деревянные киоски у входа в бульвар (он был обнесен оградой, которую на ночь запирали): слева табачный киоск фирмы Иосифа Эгиза (еще левее полосатая будка сторожа), справа, вероятно, киоск по продаже напитков. Владельцы киосков внутри ограды бульвара арендовали землю у города, а за оградой на раскладках ведется, по-видимому, «левая» торговля.


Полиграфически неказистая открытка 1910-х годов. На ней Университет уже не доминирует так, как в предыдущем столетии: на бульваре выросли два громадных доходных здания – № 5 подрядчика Льва Гинзбурга (возможно, архитектор Эдуард Брадтман, 1909–1910) и № 7 купеческой семьи Гецович-Миркиных (архитекторы Адольф Минкус и Федор Троупянский, 1911–1912). В № 7 находилась крупнейшая гостиница города «Паласт-Отель»; теперь реконструированные № 5 и № 7 занимает гостиница «Премьер Палас». На переднем плане слева – Бессарабский рынок; вдали левее Университета виден дом Мороза. Кстати, примерно к этому времени кому-то пришла в голову мысль отказаться от части пирамидальных тополей на бульваре, так что прежний «ровный пробор» сменился растрепанной шевелюрой листвы. Прежние ряды тополей восстановили уже в советское время.


В период гражданской войны в начале бульвара было неспокойно: при обстреле города в начале 1918-го снаряды попадали и в «Паласт», и в бывший дом Богрова… Но, по счастью, все разрушения оказались исправимыми. Так что на открытке 1920-х годов мы видим практически не изменившуюся местность. Даже какие-то киоски (дань нэпу!) снова появились в начале бульвара, с 1919-го носящего имя Тараса Шевченко. В кадр попал и электрический трамвай, движение которого началось здесь еще в 1892 году.

Прежняя застройка осталась тут и в 1930-е годы. Ограда бульвара стала чисто символической (все народное – все мое!), киоски исчезли.

Пожар центра города в сентябре 1941 года не дошел до начала бульвара. Однако судьба этого места в период нацистской оккупации все равно оказалась мрачной.

Гитлеровцы превратили его в… «лобное место» для показательных казней через повешение подпольщиков и других врагов «нового порядка». Фото – зима 1941/42 года.

Но и советские карательные органы, вернувшиеся в ноябре 1943-го, не отставали.

Вскоре после освобождения города от немцев оказались на виселице те, кого отловил НКВД. Казнь на фоне дома по бульвару Шевченко, 1. Надписи на табличках: «Изменник и предатель Родины», «Убийца и поджигатель».

Впрочем, жизнь есть жизнь. Не прошло и нескольких месяцев…

…как здесь же, в начале бульвара, уже обосновалась небольшая стихийная толкучка – «филиал» Бессарабского рынка, главное окно которого покамест зияет выбитыми стеклами. Фото 1945 года.

Однако к концу 1946-го это место принципиально изменилось. Было принято решение установить здесь, перед ближайшей к центру уцелевшей площадью, памятник В. И. Ленину (статуя из красного полированного гранита работы скульптора Сергея Меркурова, архитекторы – Александр Власов, Виктор Елизаров).

Открытие приурочили к 10-летию «сталинской Конституции СССР» – 5 декабря 1946 года. Ленточку перерезал лично Никита Сергеевич Хрущев, тогдашний руководитель УССР. Фон снимка – старенький (второй половины XIX века) двухэтажный дом по бульвару Шевченко, 2, второй от угла Крещатика. Слева от огромного портрета Сталина – украинский перевод первой версии «михалковского» гимна Советского Союза:

Крізь грози світило нам сонце свободи,
І Ленін великий нам путь осіяв.
Нас виростив Сталін – на вірність народу,
На працю і подвиги сили нам дав!

Сам памятник, как известно, «слепили из того, что было»: готовую скульптуру высотой 3,45 м, изготовленную еще в 1938-м для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, поставили на пьедестал высотой 6,8 м, предназначавшийся до войны для памятника Пушкину. Подробно об этом – во втором выпуске «Київських мініатюр» Виталия Ковалинского (К., 2003).

Открытка начала 1950-х годов. Памятник был не по-столичному скромным (надо учесть, что при его установке держали в уме проект исполинских статуй Ленина и Сталина на холмах над Днепром). Но теперь эта камерность без излишней претензии не вызывает у политически вменяемых людей «критической массы» неприятия, так что вплоть до настоящего времени памятник вождю пролетариата и окружающее его благоустройство (ступени, скамейки, фонари) остаются приметой начала бульвара.

Читателям постарше довелось еще ходить мимо памятника в строю «демонстраций трудящихся». Демонстрации шли по Крещатику в сторону памятника и бульвара мимо правительственной трибуны, стоявшей перед Горсоветом, потом демонстранты поворачивали на бульвар и постепенно рассеивались кто куда.

На фото – 40-летие Октябрьской революции (1957). Но к 60-летию революции в 1977-м на нынешнем Майдане установили монумент Революции (гранитный Ленин с бронзовыми соратниками и соратницей, ликвидированный в 1991-м), после чего трибуну начали ставить уже перед ним. Направление демонстраций развернули на 180 градусов, и киевляне хохмили, что «оказывается, мы 60 лет шли не туда».

Любопытно, что даже в 50-е годы на углах бульвара с Крещатиком и Красноармейской по-прежнему стояли невзрачные домики, которые еще их дореволюционные владельцы собирались сносить и строить нечто капитальное, да как-то не удосужились.

Одноэтажный дом на углу бульвара и Красноармейской. Фото 1950-х годов. На соседнем доме по бульвару Шевченко, 1 – привычный призыв хранить деньги в сберкассе.

На углу бульвара и Крещатика – двухэтажные домики; на том, что поближе, – реклама магазина тканей (фото конца 1950-х). По Крещатику идет троллейбус. Кстати, на бульваре тоже наладили троллейбусное движение (трамвайный путь упразднили вскоре после войны).

Но дни этих домиков были уже сочтены. Снесли их уже после постановления о борьбе с «архитектурными излишествами», так что внешность новостроек на столь ответственном градостроительном месте была подчеркнуто упрощенной.

На углу Красноармейской в 1957–1959 годах построили офисное 7-этажное здание (архитекторы Лев Каток, Вадим Гопкало), оживленное только майоликовым орнаментом. Фото начала 1960-х гг. Переходят улицу пока еще поверху (подземный переход открылся в 1965-м).

На углу Крещатика в 1960–1963 годах был сооружен 8-этажный жилой дом (архитекторы Георгий Колесов, Александр Малиновский), нижнюю часть которого заняли магазин «Каштан» и большое кафе. На доме справа (Крещатик, 52) очередной призыв в пространство – «Передплачуйте, купуйте газети та журнали».

С тех пор облик этого места уже практически не менялся (разве что не так давно надстроили гостиницу «Украина» – нынешний «Премьер Палас»). Менялись только те, кто носил цветы к памятнику Ленину.

Несколько лет назад подземное пространство перед памятником раскурочили и внедрили туда гигантскую структуру «Метрограда». Там развернулось царство коммерции.

Но по-прежнему одна веточка подземного перехода ведет прямо на площадку перед памятником. Здесь все как было. Только веселых и непринужденных компаний киевлян, какие проводили тут досуг лет эдак 30-40-50 назад, уже не встретишь…