Улицы и площади
Праобраз Берлиоза Булгаков нашел на Рейтарской
Праобраз Берлиоза Булгаков нашел на Рейтарской

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

Киев — это не только роскошные фасады домов и ослепительный блеск реклам. Есть еще и незримая "прелесть" гулких подъездов, темных дворов, тусклых парадных и мрачных закоулков. Все это подметил с "черного хода" поэт Борис Пастернак, посетивший Киев в 1934 году: "Задворки с выломанным лазом, хибарки с паклей по бокам. Два клена в ряд, за третьим, разом — Соседней Рейтарской квартал..."

Два клена в ряд сохранились. Третьего давно нет. Но, как и прежде, путь с этой точки на Рейтарскую открыт. Поэт был очарован волшебной мелодией Шопена, льющейся из окна соседнего окна соседнего дома. Родись Пастернак чуток раньше, он бы здесь мог встретить и Петра Чайковского, и Николая Римского-Корсакова, и Сергея Рахманинова.

В 1891 году в доме N19 по Рейтарской произошла встреча Чайковского с композитором Лысенко. «Чайковский обнял Николая Витальевича и поздравил с талантливым произведением», — вспоминал впоследствии Михаил Старицкий (речь об авторском исполнении оперы «Тарас Бульба»). Кстати, основоположник украинской классической музыки, прожив в этом доме с 1888 по 1894 годы, создал такие оперные произведения, как «Наталка-Полтавка», «Тарас Бульба», «Коза Дереза», «Зима и весна» и др., написал ряд теоретических трудов по истории украинской народной музыки. Любопытно, что на этой же улице, в доме N13, жил и племянник Чайковского, внук известного декабриста — Юрий Давыдов. Именно он способствовал открытию Киевской консерватории, а в 20-х годах прошлого века организовал в собственной квартире оперную студию.

Звуки кларнетов, скрипок, бандуры, виолончелей раздавались здесь повсюду. В самом центре Ярославова Вала (в доме N15) размещалось элитное Музыкально-драматическое училище имени Н. В. Лысенко, которым с 1904 года руководил сам автор «Наталки-Полтавки». Преподавательскому составу школы мог бы позавидовать самый престижный колледж в Европе. Класс фортепиано возглавлял Лысенко, скрипки — Е. Вонсовская, сценического искусства — М. Старицкая, пения — А. Мишуга.

Если с Ярославова Вала по улице Олеся Гончара мы снова возвратимся на Рейтарскую, то попадем в царство архитектурных сюрпризов. Прелюдией является угловое здание (N31/16), эркер которого поддерживают два свирепых дракона. Чуть дальше вас поразит трехэтажный дом (N22), похожий на венецианское палаццо. Лепные украшения сталактитами свисают с фигурных карнизов, а широкий балкон по центру сохранил очертания некогда бывшей здесь надписи: «Общество скорой медицинской помощи». И хотя Общество было создано в 1901 году и имело уже несколько адресов, новое здание (арх. И. Зекцер), возведенное в 1914 году, было универсальным.

Здесь — как лечебные палаты и кабинеты врачей, так и управление Общества, помещение клуба, казармы, конюшни (затем — гаражи для карет скорой помощи) и даже две квартиры. Говорят, что зодчий, строивший здание, попал под трамвай и скончался в этой же больнице. Учитывая, что напротив, в доме N25, жил Михаил Булгаков, напрашивается мысль: не послужил ли этот случай «прообразом» к эпизоду с Берлиозом в романе «Мастер и Маргарита»?

Еще интересный факт. В 30-е годы прошлого столетия, в период «трений» с советской властью, управдомом упомянутого квартала на Рейтарской был архитектор Александр Вербицкий, автор железнодорожного вокзала (1932), городских ж/д касс (1912) и нескольких домов, в том числе N20 по ул. Рейтарской (1912). Здесь зодчий чувствовал себя, как дома. И сегодня фасад в стиле рационального модерна привлекает к себе внимание прохожих: лепные гирлянды цветов, вазы, розетки и маскароны в виде женских голов вкраплены в массив здания, словно «лирические отступления». А угловая башня с остроконечным шпилем хорошо перекликается с «рыцарской» башней на Ярославовом Валу, 1.