Киевские горы и овраги
Щекавица
Щекавица

Автор boristen70

Расположена в р-не современных ул. Олеговской и Лукьяновской. Скавикой или Скавицей в XVIII-XIX вв. называли отрог Лукьяновского плато, идущего от Подольского автовокзала вдоль ул. Глубочицкой. Эти названия, возможно, происходят от греческого «скафос» (яр, провалье). Считается, что холм получил название от имени одного из трех легендарных братьев – основателей Киева. По другой версии, от слова «щекот», «щек» – соловей. Иначе – Соловьиная гора. В XVII в. гору прозвали Бискупской, так как она входила во владения бискупа. 

 Подобным даром славился преподобный Лонгин (XIII-XIV вв.), вратарь Печерский. Его молитвенное усердие и смиренное трудолюбие были вознаграждены Господом. Печерский привратник сподобился дара прозорливости. Людей, приходивших в Лавру с добрыми намерениями, ободрял, а злых нещадно обличал и приводил к покаянию. Погребен в Дальних пещерах.
       Особую славу снискал Григорий Чудотворец (†1093), принявший иноческий образ у самого Феодосия Печерского. С годами Григорий прославился в искусстве изгнания бесов. Святой имел обычай после всякого пения читать запретительные (защитные) молитвы. Однажды ночью к его келье прокрались воры. Лихие люди выжидали, когда старец выйдет на утреню в церковь, чтобы завладеть его скудным имуществом. Блаженный же ощутил их приход и обратился к Богу с молитвой: «Господи, подай сон рабам Твоим, которые потрудились напрасно, угождая врагу». И воры спали пять дней и пять ночей, пока не разбудил их Григорий при многих братиях, говоря: «Доколе будете стеречь вы напрасно, чтоб обокрасть меня? Идите в дома свои».

        В другой раз воры пробрались в монастырский садик и наполнили свои мешки овощами. Когда же подняли ношу на себя и хотели идти, не могли сдвинуться с места и стояли неподвижно под тяжестью ноши два дня и две ночи. Наконец, они стали вопить: «Отче святой Григорий, пусти нас, мы покаемся в нашем грехе и более не будем делать такой вещи». 
        Одному лихому и лживому человеку Григорий Чудотворец предрек смерть через повешенье. В туже ночь пророчество сбылось – вор упал с яблони и был защемлен ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Однажды монастырский сосуд был осквернен тем, что в него попало нечистое животное. Чтоб очистить его, Григорий спустился к Днепру почерпнуть воды. Там и встретил старец Ростислава Всеволодовича, идущего с братом Владимиром Мономахом в поход на половцев. Григорий предсказал Ростиславу смерть от воды. Князь разгневался и приказал связать старцу руки и ноги, повесить ему камень на шею и бросить в воду. На третий день братия обнаружила в келии тело Григория, связанного по рукам и ногам; одежда его была еще мокра, лицо светло и тело, как живое. Вскоре у Триполья князья вступили в битву с половцами и, не одолев их, бежали. Ростислав же со всем своим воинством утонул в Стугне (Житие преподобного отца нашего Григория чудотворца. – Официальный сайт Киево-Печерской Лавры, http://www.lavra.kiev.ua).
        Славились пророчествами: Иеремия Прозорливый, затворник († 1070 г.), Матфей Прозорливый († около 1085 г.) – погребены в Ближних пещерах Печерской Лавры. Дар исцеления соединял с пророчествами Агафон Печерский (XIII-XIV вв.) – преподобный, чудотворец, погребен в Дальних пещерах. 
        В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами прп. Досифея.  Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Преподобной) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском мон. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж Дарья тайно покинула родных. Взяв пример с прп. Евфросинии и Марины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, Дарья купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее девушку.
        Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но она тут же скрылась и бежала в Киев, где на «Китай-горе», не желая пользоваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства привлекли к Досифею внимание мира, полное благоговейного уважения. В 1744 г. Досифея посетила императрица Елизавета Петровна.
Известно, что после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х гг.) прп. Досифей по решению духовного собора находился после под особым наблюдением и ему было запрещено беседовать с кем-либо наедине, очевидно, что поток людей, желавших его видеть и получить от него наставление, не иссякал (О. Крайняя. К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского). – Православный портал «Единое Отечество», http://www.otechestvo.org.ua).
        Однажды, прп. Досифей попросил принести себе херувимского ладана. Положив его в келье, он раздавал этот ладан приходившим к нему людям, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 г. в Киеве случилась моровая язва, унесшая многие жизни. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у Досифея ладан, остались невредимы. 
        Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту. Перед самой смертью, Досифей вышел из затвора и, опираясь на палку, обошел все кельи, прощаясь с братией. На следующее утро Феофан пришел к старице, но она уже была мертва. Прп. Досифей скончался, стоя на коленях перед иконою, 25 сентября 1776(?) г. на 56 году жизни. В руке его нашли записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению» (Материалы официального сайта Китаевского пустынного скита, http://www.kitaevo.kiev.ua). Когда впоследствии сестра Преподобной побывала в Киеве и увидела портрет «старца», все узнали, наконец, тайну женщины-монаха. Позднее прп. Досифей был канонизирован как великий прозорливец и затворник.
        Во второй половине XIX в. на «Китай-горе» закладывалось подземное помещение для храма. Во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной камере был освящен храм во имя прп. Досифея Киево-Китаевского.
        Митрополит Филарет (Ф. Амфитеатров, 1779-1857) родился в семье сельского священника Орловской губ. Пострижен в иноки под именем Филарета в 1798 г., в 1841 г. принял схиму. Отличался истинной монашеской простотой, кротостью и добротой. Предрек смерть киево-подольского протопопа (Максимовича). Предсказал и свою скорую болезнь и смерть. Однажды Филарет обратился к своему викарию Аполлинарию: «Ну вот, когда я скоро заболею, то и будем вместе приближаться к гробу». За три дня до смерти митрополит пожелал, чтобы над ним было совершено таинство елеосвящения. Викарий же, пережил своего горячо любимого друга ровно на 20 дней. 
        Митрополит Филарет возродил в Киеве исихастское движение – строгий пост и постоянное молитвенное уединение, раскрывающие внутреннее озарение человека. Возобновленные при Владыке Голосеевская и Китаевская пустыни снискали славу «киевского Афона». 
        Старец Вонифатий (Д. Виноградский, 1785-1871) родился в семье крестьянина Херсонской губернии. Обет стать монахом дал в 12 лет. Прославился своей заботой за больными и бедными богомольцами. Получив благословение знаменитого старца Феофила, взял на себя заботы по содержанию приюта Ивана Босого при Андреевской ц. В 1851 г. приступил к заведованию гостиницей при Михайловском мон., где кормил странников и нищих. За несколько дней до своей смерти о. Вонифатий, призвавши монаха, жившего при нем, сказал:
         – Видишь, какой на мне грязный подрясник! Поезжай в Киев, купи материал на подрясник и привези портного. И постарайся, чтобы скоро готов был для меня подрясник. Поспеши, поспеши с подрясником, ибо я 27 декабря 1871 года умру. 
         Через два дня после сего, в 10 часов утра 27 декабря 1871 г. игумена отца Вонифатия не стало.
         Мистическая одаренность преподобного Парфения (П. Краснопевцев, 1790-1855) проявлялась еще с юности. Строгий нестяжатель, сложил несколько широко известных молитв к Христу и Богородице. Родился в семье сельского причетника Тульской губернии. С 1819 г. состоял послушником при просфорне Киево-Печерской лавры. Принял постриг в 1824 г., с 1830 – иеромонах. О прозорливости, вещих снах и являющихся Парфению таинственных видениях в свое время ходило множество легенд.
        Игумен Иона (И. Мирошниченко, 1795-1902) родился в зажиточной крестьянской семье в местечке Крюкове Полтавской губернии. От рожденья был одарен высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. Состоял послушником при Серафиме Саровском. Говорят, что встречая Ивана, прозорливый отшельник молвил: «Что ты так долго медлил? Я тебя ожидаю уже два года!». У прп. Серафима Иоанн пробыл в качестве ученика и послушника без малого восемь лет. В 1843 г. принял постриг и иноческое имя Ионы. С 1845 г. – иеродиакон. Удостоился свыше чудесных видений, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь. Трижды являлась Ионе Пресвятая Богородица, повелевшая заложить на берегах Днепра новый монастырь. Укрепляя Иону перед предстоящим ему служением, подвижнику явился в келье и Сам Спаситель. В 1851 г. с благословения митрополита Филарета (Ф. Амфитеатрова) он поступил в Никольский мон. в Киеве. Спустя десять лет Иона поступил в Выдубецкий мон., устроил поблизости него небольшой скиток, из которого впоследствии вырос прославленный Троицкий мон. (или как говорили в народе, «обитель отца Ионы»). В эти годы преподобный вновь удостоился видения Спасителя и неоднократных посещений Божией Матери. Сам старец слыл духовидцем, целителем и наставником всех жаждущих блага истинно христианской жизни. Его обитель посещали ежегодно сотни тысяч богомольцев, и всем желающим представлялись бесплатно кров и трапеза. Однажды один мусульманин из охваченного холерой аула на Кубани прислал прп. Ионе телеграмму с просьбой о молитвах за вымирающий населенный пункт. И молитвами преподобного аул был спасен. Благочестивый Иона мирно почил 9 января 1902 г. и был погребен на территории монастыря. В 1966 г. его мощи были перенесены на Зверинецкое кладб. Родился Иона в XVIII в., а умер в XX. В 1918 г. Свято-Троицкий мон. чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители прп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни (Преподобный Иона Киевский и его монастырь. – Материалы «Официального сайта Украинской Православной Церкви», http://www.pravoslavye.org.ua;  И. Басин. Канонизация святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: 1993-1996 годы // Вестник Русского христианского движения, №176 1997; А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005; Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. – К., 2007).
Прославился прозорливостью иеромонах Алексий Голосеевский (В. Шепелев, 1840-1917). Родился в семье офицера Киевского арсенала. От рождения был немым, чудесно исцелен в возрасте 12 лет Киевским митрополитом Филаретом (Ф. Амфитеатровым). С 1856 г. – послушник при лаврской типографии. Постриг принял в 1872 г., иеромонах с 1875 г., похоронен в Голосеевской пустыни.
        К Алексию на исповедь стекались люди со всей России. Из книги «Киевские подвижники благочестия» (т.3. – К., 1994): «Летом 1912 года навестили отца Алексия несколько молодых людей. Вдруг к одному из них подходит отец Алексий, надевает на голову его свою монашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапка водки не пьет, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удивлены прозорливости отца Алексия, который узнал тайный грех неизвестного ему юноши и назвал его по имени.
        <…> В мае месяце 1914 года приходит к отцу Алексию одна монахиня с родным братом офицером. Офицер хотел жениться и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но отец Алексий ему сказал: Нет, подожди: через два месяца будет война!».
        Видение четырнадцатилетней послушницы Ольги было записано в Киевском Покровском мон. 9 апреля 1917 г. 21 февраля Ольга вбежала в псалтирню и сообщила,  что собирается умереть. Затем легла в кровать и уснула. Дыхание у нее почти прекратилось и лицо приняло мертвецкий вид. В таком состоянии Ольга пролежала трое суток, не переставая описывать то, что видит. После долгих мытарств по пути в Мир Мертвых, видений огненной реки и подстерегающих души чудовищ, послушница увидела огромную пропасть, заполненную искушенными Тьмой людьми. Там она увидела очень красивого человека, лет тридцати, без усов и бороды. Одет он был во все красное. Сопровождвший Ольгу ангел сообщил, что это антихрист, который будет мучить всех христиан за святую веру, за святую Церковь и за имя Божие. 
        Из этого темного и ужасного места послушница поднялась вверх и подошла к большому блестящему белому дому. В нем находились души святых и Николай II в полном царском одеянии. Святые сообщили Ольге, что скоро их число умножится, так как христиан будут мучить за Христа и за неприятие печати антихриста. Мученики говорили, что церкви и монастыри будут уничтожены, а раньше из монастырей будут изгонять живущих в них. Мучить же и притеснять будут не только монахов и духовенство, но и всех православных христиан, которые не примут печати. Они сообщили, что Государя вскоре ждет смерть (А. Сороковиков. Над последним врагом. – М., 2000).
        Когда закрывали Лавру в 1961 г. последний, кто покинул ее был схиархимандрит Феодосий. Родился будущий схиархимандрит, в миру Александр Макарович Орлов, 17 марта 1906 г. в с. Кадниковском Барнаульского уезда Томской губ. В молодости ему было видение: увидел прекрасную обитель, а жил-то в Сибири, и не знал даже про Киево-Печерскую Лавру. И когда первый раз пришел в Киев, то узнал в Лавре увиденную во сне обитель. Начал он свою подвижническую жизнь под именем странника Александра. Ходил пешком – из Киева в Почаев, из Почаева по другим святыням, спал в стогах сена. Время послевоенное было, очень много бандитов в округе бродило. Однажды, подходил он ночью к Почаеву. Стога сена нигде не было, зато около леса стоял какой-то заброшенный дом. Путник очень утомился, и зашел внутрь. Среди ночи врываются в этот дом человек десять вооруженных бандитов. Постояли они в дверях, засуетились и убежали. Такое чудо, странник лежал рядом, а они его даже не заметили!  
        До принятия сана он был простым монахом Киево-Печерской Лавры и носил имя Ахила. Один священник из окружения митрополита Гедеона, будучи уже в весьма  преклонном возрасте, вспоминал как впервые встретил Ахила. В то время еще семинаристом он в унынии брел двором Печерской Лавры: семинария закрывалась, казалось, путь в священники закрыт. Неожиданно к нему подошел монах Ахила и вручил книгу проповедей. Казалось на то время книга проповедей – зачем?! Что это значило? Но потом понял смысл подарка – он станет священником. И стал впоследствии священником – ревностным защитником Православия. 
        Еще при жизни старца Феодосия называли блаженным. Спал он в своей келье, положив под голову вместо подушки камень. После закрытия Лавры Феодосий больше 10-ти лет жил горным отшельником на Кавказе. В полном затворничестве он проводил свое время в глубокой пещере, куда спускался по цепи. Иногда он ночевал в дупле огромного дерева. Однажды Феодосий явился к патриарху Илии и поведал о бывшем ему явлении Божией Матери. На что патриарх ему ответил: «Иди в Почаев, это воля Божья, иди я тебя благословляю». Прозорливому старцу приходило много писем – не распечатывая конверты, он уже знал их содержание. Однажды Феодосий предсказал скорую смерть келейника Владыки. Бывало, что схиархимандрит чувствовал скорую кончину прихожанина и спешил причастить больного. Успешно Феодосий проводил и вычитки – обряды по изгнанию бесов. Один батюшка взялся за вычитку самонадеянно, без благословения. Не по силам оказался ему обряд – сам такой бесноватый сделался, что священника схватили и отвезли в психбольницу, надавали уколов, и связанным привезли на вычитку к Феодосию. Старец три дня проводил вычитку после чего самонадеянный батюшка ходил уже в своем уме (О. Александр Краснов. «Подвижники благочестия ХХ-ого века. Схиархимандрит отец Феодосий Почаевский», http://www.zaistinu.ru).
        Уже в наше время прославился своей прозорливостью схиархимандрит Феофил (другое имя:  Пафнутий; П. Россоха, 1928-1996). Родился Петр в д. Калита Киевской обл. Броварского р-на в православной семье церковных служащих. Окончив семь классов средней школы, он в 1947 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. В 1954 г. Петр был пострижен в монашество с наречением имени Пафнутий в честь преподобного Пафнутия Киево-Печерского. В 1955 г. закончил Московскую Духовную академию. 
        По Промыслу Божию свое дальнейшее церковное служение иеромонах Пафнутий совершал в различных епархиях Русской Православной Церкви. После открытия Киево-Печерской лавры в 1988 г. Пафнутий, уже в чине игумена, был переведен в Киевскую епархию и стал одним из первых лаврских насельников. В апреле 1993 г. Пафнутий возведен в сан архимандрита, а в августе 1993 г. назначен наместником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В апреле 1994 г. Пафнутий принял схиму с наречением имени Феофил – в честь местночтимого св. Феофила, Христа ради юродивого. 
        Прозорливый старец знал прегрешения кающегося и часто отпускал грехи молча, но иногда сам называл те самые грехи, о которых человек либо забывал, либо не осознавал как грех. Находясь еще в Печерской Лавре и Феофании Пафнутий успешно проводил вычитки. При жизни схиархимандрита Феофила Китаевский мон. стал местом паломничества многих страждущих от различных физических и душевных болезней. Скончался Великий Старец в больнице 22 марта 1996 г. Когда тело привезли из больницы в монастырь и начали готовить к погребению, присутствовавшие ощутили исходящее от его рук благоухание. «Такое благоухание, как от мощей, запах такой тонкий и в то же время мягкий, сильный…» – рассказывал один из иноков. В ночь перед погребением старца на темном небе появилась звезда, луч света от которой шел прямо к монастырскому храму. Cияние это, как рассказывали монахи, продолжалось в течение девяти дней. Погребен о. Феофил на территории Китаевского мон. близ Свято-Троицкого храма, возле могилы иеросхимонаха Феофила, Христа ради юродивого (С. Девятова. Схиархимандрит Феофил Новый // ж. «Русский инок», №3 2007).
         Вадим Ляшенко, Киев.