Архитектура Киева
Уникальный «плачущий» особняк полтавского купца Аршавского - Дом «плачущей вдовы»
Уникальный «плачущий» особняк полтавского купца Аршавского - Дом «плачущей вдовы»

Источник https://kati.com.ua

Улица аристократических особняков

В начале ХХ века Киев был одним из красивейших городов Европы: роскошные здания и утопающие в зелени улицы радовали глаз. Однако киевская элита отдавала предпочтение самой живописной в городе Графской улице (ныне Лютеранской).

Фамильное гнездо купца Аршавского

Польстившись на этот чудесный уголок, полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский выкупил в 1905 году дом Льва Гербаневского и сразу сделал заказ на строительство нового. Постройку особняка поручили питерскому архитектору Эдуарду Брадтману, который к тому времени построил в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. 

В 1907 году постройка дома была завершена. Он планировался как семейное гнездо – на это указывает монограмма хозяина - (переплетенные буквы AS – Сергей Аршавский). Дом соединяет в себе популярный в начале ХХ века средневековый стиль (дубовые панели, лепнина, черная гранитная лестница) и последние веяния прогресса: водяное отопление, водопровод, телефон. В погоне за роскошью Аршавский не рассчитал возможные расходы - элитный особняк обошелся купцу-строителю втридорога. Сначала ему пришлось брать немалые кредиты, которых все равно не хватало, поэтому после постройки второй этаж дома сразу был сдан в аренду.  Это не сильно исправило ситуацию, и впоследствии купец заложил имущество. В 1913 году, что бы избежать разорения, С. Аршавский вынужден был продать свою мечту богатому промышленнику Тевье Апштейну.

Резиденция правительственной элиты

Но и следующим хозяевам не удалось долго наслаждаться своим приобретением. В 1917 году умирает купец первой гильдии Апштейн, а в скором времени победившие революционеры выселяют из здания вдову с детьми (за всю историю дома это была единственная вдова).

В 1918 особняк был национализирован и вовсю использовался для политических учреждений: Федерация иностранных групп при ЦК РКП, особый отдел 12 армии и профсоюз Юго-Западной железной дороги.  В 1939 расположился штаб Киевского военного округа, а после войны вернулись правительственные структуры.

Однако со временем сформировался новый класс партийных чиновников, которые положили глаз на роскошный особняк – с тех пор дом оказался в спецфонде ЦК КПУ. Но больше в нем никто не жил – здание начали использовать как резиденцию для важных гостей а так же как зону отдыха партийной элиты. По городским легендам в подвале даже располагалась сауна с массажным салоном.

После распада СССР дом по наследству отошел Администрации Президента, но назначение его не изменилось. За бильярдным столом, и сейчас находящимся в этих стенах, любил покатать шары второй Президент Украины Леонид Кучма. В 1999 –м году жил тут и Президент России Владимир Путин. Спустя два года погостила у «вдовы» советник американского президента Кондолиза Райс, обитали в доме Мадлен Олбрайт и Борис Березовский. В этом же доме состоялся исторический самммит Украина -ЕС, на котором был подписан Универсал национального единства.

О чем печалиться вдова

Известен особняк не только своей богатой историей. Популярность ему принес рельеф в виде женского лица, на котором в дождь текут потоки «слез». В эти моменты действительно кажется, что цементный облик плачет. Такой вид никого не мог оставить равнодушным – и вскоре здание обрастает множеством романтичных легенд и историй. Согласно одной из них в особняке когда-то скрывались влюбленные капитан и герцогиня. Но со временем произошло несчастье – возлюбленный и дети герцогини погибли в море.  С тех пор безутешное лицо красавицы увековечено на барельефе.

Профессор искусствоведения Сергей Гиляров и его последователи считали, что здание венчает голова Медузы Горгоны из мифа о Персее. Их противники отмечали, что нигде не видно знаменитых волос-змей, а сам барельеф изображает не просто лицо, а крылатое существо. Через много лет было доказано, что женщина на особняке никакая не вдова, а вещая птица Гамаюн, чей образ был популярен в эпоху модерна. Это всеведущая птица, которая может открыть тайны грядущего, но только тем, кто способен воспринять их. Она плачет, так как печаль неизменная спутница «многого знания».