Архитектура Киева
Как Киевская консерватория выглядела 100 лет назад
Как Киевская консерватория выглядела 100 лет назад

Автор Михаил Кальницкий

Источник Комсомольская правда

Киев издавна славится как музыкальный город. Главным центром обучения музицированию и вокалу, вобравшим в себя многолетние традиции, по праву считается Национальная музыкальная академия, созданная на основе Киевской консерватории. Дата открытия консерватории - 3 (16) ноября 1913 года - может быть названа днем рождения высшего музыкального образования в Киеве. 

А еще раньше в городе на Днепре имелось музыкальное училище, организованное Киевским отделением Русского музыкального общества. В 1873-1874 годах архитектор Александр Шиле выстроил для него неподалеку от Крещатика красивое здание, завершавшееся мансардой и центральной башенкой. Корпус училища замыкал собою короткий Музыкальный переулок, который начинался от четной стороны Прорезной улицы.  И до, и после преобразования в консерваторию это учебное заведение славилось далеко за пределами Киева. Здесь бывали титаны музыкального искусства — Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Лысенко. Сюда приходили учиться будущие композиторы и музыканты — такие как Рейнгольд Глиэр, Илья Сац, Владимир Горовиц. Уже в советское время архитектор Иосиф Каракис пристроил перпендикулярно к старому корпусу консерватории обширное помещение для музыкальной школы с концертным залом. В результате сформировался уютный уголок, который в довоенные годы был популярен среди киевлян. 

Первый директор 

С момента основания консерватории обязанности ее директора (по-нынешнему ректора) принял на себя многолетний руководитель музыкального училища Владимир Пухальский. Он славился как пианист, дирижер, композитор, но ярче всего проявил себя как педагог. Минчанин по рождению, Пухальский блестяще окончил Петербургскую консерваторию — и оставил столицу империи ради работы в Киеве, где продолжил замечательные музыкальные традиции. Посвятив нашему городу свыше полувека, Пухальский подготовил целую плеяду выдающихся музыкантов. 

 

Воспитанники Владимира Вячеславовича получали не только добротную «школу», но и навыки самостоятельного творчества. Сам учитель любил говорить им: «Я ставлю вас на рельсы, по которым вы сумеете ехать вперед — куда сами захотите — до конца ваших дней». Чтобы представить себе уровень преподавательского мастерства Пухальского, достаточно напомнить имя одного из его учеников: всемирно известный пианист Владимир Горовиц. В 1914 году педагог, которому было уже порядком за шестьдесят, решил отказаться от должности директора и передал ее Рейнгольду Глиэру. Но слава организатора и первого руководителя Киевской консерватории навсегда осталась за ним. Это ему, впрочем, не помогло, когда летом 1919 года на квартиру почтенного маэстро на Банковой улице (дом не сохранился) явились ночью с обыском представители советской власти. При обыске были отобраны все награды и подарки из драгоценных металлов, доставшиеся Пухальскому в течение многих лет от зрителей и учеников. Правда, на следующий же день расстроенный профессор получил от Все­украинского музыкального комитета официальное ходатайство о возвращении ему ценностей, но… нет ни малейшей уверенности, что он все получил назад… 

Поднятые из руин 

В первые же дни гитлеровской оккупации Киева взрывы подпольщиков превратили Крещатик и прилегающие улицы в груду развалин. Тяжело пострадало и здание консерватории. Встречается утверждение, будто оно после войны не сохранилось. Но это неверно: старинный корпус существует и сегодня. Другое дело, что он был перестроен до неузнаваемости. Его каменный остов использовали при возведении комплекса Гостелерадио возле Крещатика, а на базе концертного зала был сооружен Дом архитектора.

Когда в 1944 году консерватория возвращалась из эвакуации, для нее готовили здание на улице Владимирской, 2. Но вскоре его передали Историческому музею, а высшая школа музыки несколько лет размещалась на улице Ворошилова (теперь Ярославов Вал) — там, где потом обосновался Театральный институт имени Карпенко-Карого. В конце концов консерватории предоставили почетное место в самом центре столицы. Под учебное здание реконструировали бывший отель «Континенталь» на улице Карла Маркса (Архитектора Городецкого), а со стороны нынешнего Майдана к нему в 1955-1958 годах пристроили корпус Оперной студии с концертным залом. Архитектор Лев Каток придал ему выразительные формы венецианского палаццо. С 1995 года в стенах послевоенной консерватории действует Национальная музыкальная академия имени Петра Ильича Чайковского. Проходя по улице Архитектора Городецкого, мы часто слышим из окон консерватории звучание музыкальных инструментов или поющие голоса. Между тем бывший Музыкальный переулок ныне превращен в подворотню со стороны Прорезной и упирается в высокую ограду телецентра. Если раздобыть пропуск и проникнуть за ворота, то можно увидеть первоначальный корпус консерватории (его нынешний адрес — улица Бориса Гринченко, 11). Но живописная башенка над мансардой утрачена и не восстановлена. А в самую середку фасада над входной дверью уперлась галерея, устроенная в обход Дома архитектора. Так что, увы, здесь особенно любоваться нечем.


КСТАТИ  

Уцелевший монумент 

После жестоких военных разрушений неподалеку от улицы Прорезной (тогдашней Свердлова) чудом уцелел памятник великому композитору Михаилу Глинке. Он был установлен еще в 1910 году перед зданием училища, в перспективе Музыкального переулка. Когда началась реконструкция квартала, этот бюстик вместе с пьедесталом был сохранен и перенесен. Теперь он стоит среди зелени в парке позади Мариинского дворца.