Архитектура Киева
Копеечные сокровища
Копеечные сокровища

Автор Станислав Цалик

Источник Депо

В советские времена, помимо частных коллекционеров, собиравших безумно дорогую живопись и антиквариат, были еще многочисленные самодеятельные собиратели. Рядовые инженеры, работники Академии наук, студенты, а нередко и школяры собирали то, что легко было купить в магазинах или киосках "Союзпечати", — открытки, календарики, марки… Их сокровища стоили копейки. Спустя 40-­­50 лет эти "народные" коллекции растут в цене. К примеру, марки английская специализированная фирма Stanley Gibbons рекомендует в качестве альтернативного акциям и недвижимости вложения капитала: в 2011 г. даже в консервативной Великобритании их стоимость показала стабильный рост в 7%. Не говоря уже о Китае, где тамошние коллекционеры в 2011-м покупали марки на 66% дороже, чем в 2010-м.Знак отличия

Наибольшей популярностью у советских собирателей пользовались значки. И неспроста: их выпускали в большом количестве, причем на разные вкусы.

В любом киоске «Союзпечати» за 15-30 копеек можно было сделать «значковое» приобретение. Одни коллекционеры собирали значки о Киеве, другие — об авиации, третьим нравилась спортивная тематика, четвертых увлекала военная, пятых — историческая, шестых — литературная (значки с портретами писателей) и так далее.

Особенный ажиотаж был вокруг серии «Золотое кольцо», представлявшей гербы городов. Необычным было то, что на значках изображались не советские гербы с обязательным серпом-молотом, а гербы царских времен. Вскоре у серии появилась «младшая сестра» — «Северное ожерелье». Значки этих двух серий, внешне довольно похожие — круглые, одинакового размера, — отличались цветом. В «Золотом кольце» — золотистые, в «Северном ожерелье» — серебристые. Первые стоили

15 коп., а вторые — 20.

Проблема для собирателей заключалась в том, что «гербовые» значки выпускались в России, а в Киев поступали нерегулярно и бессистемно — их нужно было «ловить». Источником информации о том, что в городе появился очередной выпуск «Золотого кольца» или «Северного ожерелья», являлись друзья-коллекционеры. И начинался «забег» по киоскам в поисках новинки. А если кто-то из знакомых или родственников отправлялся в отпуск или командировку, «значковый» коллекционер обязательно просил глянуть в тамошних киосках «Золотое кольцо» или «Северное ожерелье» — в других городах нередко бывало то, чего не было в Киеве. Ну а если привозимое сокровище уже имелось у коллекционера, не беда — всегда можно поменяться с другим собирателем.

Достойными конкурентами значков являлись марки. Причем, в отличие от значков, в свободной продаже были представлены как советские марки, так и зарубежные. Марки с фирменной надписью «Почта СССР» выпускались разной формы (прямоугольные, квадратные, треугольные) и тематики. Дороже всех — 10 коп. — стоили цветные марки с репродукциями картин известных художников. Того же размера марки, только одноцветные, посвященные полувековым юбилеям

(«50 лет Советскому Казахстану», «50 лет Калмыцкой АССР» и т. д.), продавались за 4 коп.

Заграничные марки были представлены исключительно продукцией стран «социалистического лагеря» — Польши, Кубы, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, Вьетнама. Из них выше других котировались монгольские с надписью «Монгол Шуудан» — всегда яркие, цветные, с жизнерадостным рисунком.

Марки капиталистических стран в магазинах не продавались и являлись редкостью. Их, как правило, отклеивали с помощью пара с зарубежных конвертов. Поэтому капиталистические марки были в коллекциях «какие попадутся» — то портрет Вильяма Сарояна, то вид красивой улицы, то самолет в небе.

И, правда, ну не будешь же заказывать своему зарубежному знакомому: мол, клей на конверт только марки такой-то тематики — я собираю! У советских, как писал поэт-классик, собственная гордость. Признаться, что у нас чего-то нет, просто ниже нашего достоинства.

В Киеве наибольший выбор марок СССР и соцстран имелся в двух специализированных магазинах «Филателия» — на Красноармейской, 40 и Красноармейской, 112. Кроме того, неплохой марочный ассортимент предлагали несколько киосков «Союзпечати» — например, в подземном переходе у Главпочтамта. У его витрины собирался филателистический толчок. Спекулянты, увидев заинтересованного покупателя, отводили его в сторонку и демонстрировали такие раритеты, что клиент терял дар речи. Но и цены, правда, называли соответствующие.

Государство поощряло стремление граждан собирать марки. И даже напрямую призывало их к этому, выпустив миллионным тиражом цветной плакат «Коллекционируйте почтовые марки СССР!».

Коллекция по переписке

Еще один предмет интереса «народных» коллекционеров — открытки с портретами любимых артистов. Украинское отделение Бюро пропаганды советского киноискусства выпускало их стотысячными тиражами. Черно-белая открытка без марки стоила 8 коп.

Фотографии популярных артистов театра и кино печатали также на карманных календариках. Они появились в начале 1970-х и

быстро завоевали популярность. Удобные, из плотного картона, дешевые — всего 3 коп. — календарики вскоре стали предметом собирательства. Помимо фотографий артистов, на них также изображали: имиджевую рекламу (например, «Речфлот», бюро молодежного туризма «Спутник», «Общество книголюбов»), цветы, памятники, фотографии задумчивых девушек в народных костюмах, настойчивые призывы Главного управления Госстраха УССР страховать жизнь, автомашину, детей, по­­стройки, животных и так далее. Календарики печатали огромными тиражами: с видом колокольни Софийского собора в Киеве — 300 тыс. экземпляров, с портретом народного артиста СССР Евгения Матвеева — 335 тыс., с изображением Ленина – 426 тыс., с видом Кремля — 1,3 млн, с фотографией крейсера «Аврора» — 2 млн. В витрине любого киоска «Союзпечати» была представлена дюжина разных календариков, иногда их давали на сдачу.

Коллекционировали также этикетки от бутылок с прохладительными напитками. Дело в том, что в каждом регионе имелся свой безалкогольный завод, выпускавший собственную этикетку знаменитых напитков «Цитрусовый», «Лимон», «Дюшес», «Буратино» и прочих. Собрать коллекцию этикеток, не имея знакомых в других городах, невозможно. Поэтому «этикеточники» обзаводились адресами таких же энтузиастов по всему Советскому Союзу. Далее просто: покупаешь за 22 коп. пол-литровую бутылку с нужным напитком, аккуратно отклеиваешь этикетку (с этим иногда приходилось повозиться, а если ненароком повредил этикетку — бежать в магазин за новой бутылкой), кладешь в конверт и отправляешь коллекционеру в другой город. А он в ответ шлет требуемую этикетку из своего региона. В результате такого почтового обмена люди собирали очень внушительные по количеству экспонатов и представительные по географии коллекции, в которых имелось по 15-20 различных этикеток одного и того же напитка. По той же схеме формировались коллекции этикеток от «минералок». А вот с винными, водочными и коньячными этикетками приходилось сложнее. Во-первых, возрастала «цена вопроса» — алкоголь стоил намного дороже, чем лимонад. Во-вторых, с приобретением хороших сортов винно-водочных изделий в эпоху тотального дефицита имелись сложности.

Первым делом — самолеты

Собиратели конвертов не были оригинальны — такое хобби было у многих граждан СССР. Наиболее популярными темами являлись виды городов, поздравительные, портреты ученых, космос. Но встречались чудаки, коллекционировавшие не столько конверты, сколько… почтовые штемпели на них. Чем шире география штемпелей, тем представительнее коллекция. Такие собиратели вечно просили друзей, сослуживцев присылать им открытки или конверты, пусть даже пустые, из любых населенных пунктов, где им доводится бывать. Сама же коллекция формировалась бесплатно.

В некоторых семьях встречались любители авиамоделирования. Весь досуг они посвящали собиранию и склеиванию из пластмассовых деталей точных уменьшенных копий самолетов. Постепенно «летучая коллекция» заполняла все пространство квартиры, расположившись на шкафах, сервантах, секретерах, тумбочках. Иногда глава семьи увлекался не самолетами, а кораблями (особенно бывшие моряки). Или машинами.

В условиях тесных советских квартир, в которых к тому же нередко проживали представители трех, а то и четырех поколений, подобные коллекции были хороши только в том случае, если и остальные члены семьи также увлекались самолетами или кораблями.

Многие девочки собирали обертки от любимых конфет — «Белочка», «Кара-кум», «Мишка на севере», «Гулливер», «Кот в сапогах», «Южная ночь» и прочих. Киевские конфеты были вкусными. Однако среди фантиков самыми ценными считались прибалтийские и московские. Во-первых, такие конфеты не продавались в Киеве. Их от случая к случаю привозили из «советской заграницы», как называли Прибалтику, или Белокаменной живущие там родст­венники. Эксклюзив, как извест­но, ценится выше. Ну а во-вторых, прибалтийские и московские обертки действительно были красивее киевских — и по дизайну, и по яркости цветов, и по качеству бумаги.

Мальчики собирали этикетки от «чуингам» — жвачек. Занятие это было непростое: отечественных жвачек не выпускали, чужеземные в советских магазинах не продавались. Фарцовщики выменивали их у иностранных туристов на значки с изображением Ленина, красные флажки и прочую советскую атрибутику, а затем перепродавали жвачки в общественном туалете на Крещатике. Одну жевательную резинку нередко покупали на нескольких человек и жевали по очереди, и яркая этикетка тоже представляла в глазах школьников огромную ценность.

К категории коллекционеров-чудаков следует отнести людей, собиравших флаконы от духов. Особенно яркие образцы имелись у деятелей искусств, ездивших за рубеж на гастроли или кинофестивали. Там они имели возможность приобрести диковинные флаконы из цветного стекла в виде рыбы, сосульки, головы цапли с клювом, красного елочного шарика и т. д.