Жизнь в Киеве
Киев сто лет назад: немного Париж, почти Чикаго
Киев сто лет назад: немного Париж, почти Чикаго

Автор Григорий МЕЛЬНИЧУК

Источник ГАЗЕТА ПО-КИЕВСКИ

Во второе десятилетие прошлого века наш город переживал строительный и трамвайный бум.

Промышленная революция конца XIX – начала ХХ века превратила Киев из посредственного губернского города в крепкий европейский полис. До этого Киев выделялся среди «коллег» разве что шармом древнерусской церковной столицы. В то время как многие города Восточной Европы к концу XIX века уже основательно застроились – с теми самыми узенькими улочками в старых ныне кварталах.Сначала свое дело сделала железная дорога: с ее открытием в 1870 году в Киев потянулись промышленники, купцы, а на новые заводы и фабрики – рабочие. Нужно было где-то жить – и росли многоэтажки в центре, роскошные дачи и убогие хибары на окраинах. В 1900-е Киев подчас называли «европейским Чикаго» – благодаря американским темпам роста. Если в 1865 году в городе проживало всего 70 тыс. человек, то в 1901-м – 260 тыс., а в 1911-м – уже свыше 450 тысяч! И быть бы Киеву роскошным и комфортабельным восточноевропейским мегаполисом, если бы не Первая мировая и гражданская войны да революция…

Квартал нынешних улиц Городецкого, Ольгинской, Заньковецкой, Лютеранской стал настоящим символом дореволюционного строительного бума. Многоэтажные доходные дома, театр, цирк Крутикова выросли за десятилетие на месте огромной классической усадьбы профессора Меринга у самого Крещатика. Первый всплеск строительства пришелся на 1890-е, а второй начался именно в 1911-м, когда цены на недвижимость невиданно взлетели. Продлился бум до 1914-го года, до начала Первой мировой… В эти годы были выстроены самые роскошные здания дореволюционного Киева, которые уже оборудовались лифтами, централизованными кондиционерами и гаражами. Развивалась и общегородская инфраструктура. Если «первый» бум привел к тому, что в центре почти не осталось зеленых зон (как же напоминает наше время!) – то в конце 1900-х за их создание взялась городская дума. Активно строились канализационные коллекторы, в водопровод поступала в основном артезианская вода, а практически все районы города охватила сеть маршрутов трамвая – как «официального», так и частного.
 
Нынче по Днепру возят разве что песок, а сто лет назад киевский порт был крупнейшим транспортным предприятием наравне с железной дорогой. В память об этом до сих пор возвышаются старинные и уже советские элеваторы. «Железку» провели на Подол не сразу – сотни тяжелых подвод преодолевали путь от вокзала до гавани, создавая заторы. Хотели было проложить ж/д ветку через Лукьяновку в туннелях и запустить по ней «городскую электричку» с десятком остановок, да не сложилось. А многочисленные подольские склады, торговые лавки – их уже почти не осталось… К счастью, еще сохранилась кое-где классическая «еврейская» двухэтажная застройка: когда в доме на первом этаже располагался магазин, на втором – жилые помещения, а в подвале – склад.
 
Курс на освоение Левого берега Киев взял только в 1930-е годы, а массовое строительство там началось в 1960-х. И кто знает, мучились бы нынче больше трети горожан, преодолевая мосты через Днепр, если бы город решили развивать в другом направлении. А в 1910-е за Днепром и на островах располагались лишь небольшие районы – слободки. Предмостная – на месте Гидропарка, Никольская – где ныне массив Левобережный, Воскресенская, Кухмистерская (Березняки). На Трухановом острове располагался поселок рабочих-судостроителей, который в весеннее половодье затапливался водой и между домами плавали на лодках. Еще был дачный район Новая Дарница, а дальше – уже села: Позняки, Осокорки… Одного автомобильно-трамвайного моста (на месте моста Метро) кое-как хватало, было и два железнодорожных. На Труханов же добирались только по воде.
 
Это пригородное село присоединили к Киеву только в 1918 году, но к тому времени Демиевка уже была настоящей промзоной: конфетная фабрика, пивзавод, множество небольших предприятий. Соседнее Байково кладбище еще не считали престижным, а южнее, в лесах Голосеево, располагалось несколько монашеских скитов и пустыней.
Лукьяновка: «дачный» участок
Западная окраина центра была районом особняков, но, в противовес фешенебельным Липкам, здания здесь были поскромней. Впрочем, жила здесь в основном интеллигенция, а немало усадеб имели настоящие мини-парки – как «Дача Хрущева». Лукьяновская площадь была «западным вокзалом» для торговцев, плавно перетекая в крупнейший рынок города Евбаз, конкурировавший с Подолом.
 
Несостоявшийся коттеджный городок «Казенные дачи» у нынешней станции метро «Шулявская» еще в конце XIX века начали осваивать промышленники и инженеры. Завод Гретера и Криванека (будущий «Большевик»), Политехнический институт, Сырецкий ипподром-аэродром на месте киностудии – недавняя окраина города стала центром технической мысли и прогресса. А дачники обосновались в более дальнем Святошино, загородной Пуще-Водице и совсем далеких Боярке и Мотовиловке.
 
Застройка улиц Большой Васильковской–Антоновича и окольных началась еще в 1830-х годах – тогда здесь выделяли участки взамен отселенных при расширении крепости. А к началу дореволюционного строительного бума этот район стал весьма привлекательным для небогатых застройщиков. И если ближе к центру стояли вполне респектабельные доходные дома, то «на выезде», у нынешнего метро «Лыбидская», располагались глиняные карьеры и трамвайные парки.
 
Ожидаемого массового освоения Печерска после «отмены» крепости – снятия запретов и ограничений на строительство – не случилось. Отгороженный рельефом и крепостными стенами район с неразвитой инфраструктурой оставался непривлекательным для застройщиков. Интерес представляли разве что околицы «Лаврского пути» – дороги от Европейской площади до Лавры.
Соломенка: военно-железнодорожный городок
Ныне самый близкий к центру города жилой район советской застройки в дореволюционные годы представлял из себя одноэтажный Киев. В конце 1850-х, когда Соломенку подчинили городу, здесь проживало всего около 70 жителей! После открытия железной дороги у нынешнего Южного вокзала появился поселок путейцев – Железнодорожная колония. Одновременно Соломенку осваивали военные: еще в 1857 году был открыт Кадетский корпус (ныне – здание Минобороны), а к середине 1910-х выстроены военные училища на Соломенской площади.
Сырец: хутора у военного лагеря
Печально известный впоследствии событиями в Бабьем яру, этот район в 1911 году, при всем фантастическом темпе роста города, представлял из себя довольно патриархальное зрелище. Вдоль реки Сырец стояли небольшие хутора по десятку домов, на неогороженном Лукьяновском кладбище паслись коровы, а где ныне детская железная дорога, располагался летний военный лагерь.

…За столетие районы не раз меняли свою роль в жизни города. Киев разрастался то на запад, то на юг, то на восток; старые кварталы то сносили, то «обходили» и строили массивы все дальше от центра. Но город оставался недостроенным – реализовать задуманное просто не успевали, генпланы во многом оставались на бумаге. Как тут не вспомнить Нью-Йорк и, может, чуть позавидовать «Большому яблоку»: город получил генплан в том самом 1911 году, и с той поры документ неизменен.