Достопримечательности Киева
Собор-феникс
Собор-феникс

Автор Наталя Дмитренко

Источник «ПіК України»

О Михайловском Золотоверхом говорят, что он является одним из лучших образцов козацкого барокко. Но если копнуть глубже – в нем скрыты тайны еще древнерусского искусства.

 

Собор поддерживали и Мазепа, и Петр

Счет времени идет от 1108 года, когда киевский князь Святополк Изъяславович (кстати, внук Ярослава Мудрого, построившего Софию Киевскую) заложил на днепровских холмах церковь в честь своего патрона Михаила. Согласно исторической хронике, произошло это 11 июля. Однако «день рождения» Михайловский Золотоверхий празднует в день ангела – 21 ноября – посвященный Архистратигу Михаилу.

 

Церковь Святополк решил поставить в пределах города Изъяслава, своего отца, который также планировал возвести сакральные сооружения на той территории, где уже стоял деревянный монастырь. На этом отрезке истории Михайловского комплекса предположения историков и хронологические пересказы сплетаются в тесный клубок разнообразных фактов. По мнению некоторых исследователей, Изъяслав, в крещении Дмитрий, заложил на этом месте деревянную церковь и монастырь, носившие, соответственно, имя святого патрона Дмитрия.

Однако, как уверяет нынешний наместник монастыря архиепископ Дмитрий (Рудюк), монастырь и церковь были заложены пришлым греком: «До появления Михайловского Золотоверхого монастыря и строительства каменного собора – на этом же месте существовал монастырь. Киево-Михайловский монастырь основал первый киевский митрополит Михаил, который пришел сюда с монахами-греками, и, очевидно, после крещения киевлян здесь поставили деревянный собор».


 

В любом случае начало истории Михайловского Золотоверхого было неординарным. Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в Киев в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.

С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке.


Очевидно, строился Михайловский собор пять лет, поскольку, согласно летописной хронике, в 1113 году там был похоронен Святополка. То есть исследователи предполагают, что на то время строительство церкви было завершено.

Барочные формы Михайловский собор начал обретать во время процветания украинской козацкой старшины: состоятельные козаки выступали щедрыми меценатами строительства и поддержки православных церквей и монастырей.

 


Хотя и прежде Михайловский монастырь не прозябал. Во времена Средневековья он обрел право самоуправления: в 1523-м году игумен Макарий получил грамоту от литовского короля Сигизмунда I. Через несколько лет стараниями Макария владения монастыря охватывали Печерский участок Старого города, весь Крещатик, половину Клова и весь Кудрявец – от Львовских ворот до Шулявщины.

После стагнации, наставшей после ордынских набегов на Киев, монастырь заметно возрождался.


В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий (тот самый, что был ректором Киево-братской школы) превращает монастырь в резиденцию митрополита и восстанавливает Варваринский придел, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов.



Фрески при входе на территорию монастыря.
Похищение века

Византийская же история Михайловского, как не парадоксально звучит, началась в 1930-е гг. В 1934 году, когда было решено снести Михайловский Золотоверхий собор (чтобы расчистить участок для грандиозной правительственной площади), Политбюро ЦК КП(б)У постановило создать специальную комиссию, которая должна была снять со стен самые ценные мозаики и фрески. Официально работы предполагали провести с апреля по октябрь.

Руководитель Центра исследований проблем возвращения и реституции культурных ценностей Института истории Украины НАНУ Сергей Кот отмечает, что с этого времени и началась странная история переписи, пересылки и «займа» древнерусских ценностей из Михайловского – фресок, мозаик и плит XI-XII ст.


 


Святой Михаил и князь Святополк Изяславович.

По данным Сергея Кота и Юрия Коренюка, первые научные описания михайловских мозаик были сделаны в середине XIX ст. Семеном Крыжановским и Николаем Закревским. Тогда была зафиксирована композиция «Евхаристия», изображение святого воина Дмитрия Солунского, архидиакона Стефана, апостола Фаддея и еще семи апостолов, сохранившихся фрагментарно. Самый полный реестр Михайловских мозаик и фресок принадлежит профессору Петербургской Академии искусств А.Прахову. «Материалы его архива свидетельствуют, что тогда удалось обнаружить 11 лицевых изображений, 2 больших шестиконечных креста и 28 образцов орнамента – в целом 41 древняя фреска», – пишут в статье «Михайловские достопримечательности в российских музеях» Кот и Коренюк.

Махинации с драгоценным интерьером Михайловского начали происходить уже после его демонтажа в 1934-ом. С середины 1990-х отдельные украинские исследователи пытаются доказать, что в 1930-40-е из Киева были банально похищены Михайловские ценности. «Тогда мы насчитали по крайней мере 26 оригиналов ХI-ХII ст. Михайловского Золотоверхого собора, на то время они находились на территории Российской Федерации. Это была, фактически, украинская «Янтарная комната». Наши исследования показали, что украинские памятки, связанные с наследием Михайловского собора, попадали на территорию России начиная с 1936-го года. Обстоятельства этого первого вывоза еще не совсем выяснены», – сообщил ранее в интервью «ПіК України» Сергей Кот.


Часть «утерянных» фресок начали возвращать в последние семь лет. В 2001-м в Украину вернули 4 фрески, в 2004-м – еще семь, которые реставрировали до недавнего времени и в июле выставили на публичное обозрение в музее Киевского научно-методического центра охраны, реставрации и использования памятников истории, культуры и заповедных территорий (ул. Трехсвятительская, 8).


Но возвращенные из питерского Эрмитажа 11 изображений – не самые ценные артефакты. Самые лучшие до сих пор хранятся в московской Третьяковке. В частности знаменитый «Дмитрий Солунский».


Отстроенный Михайловский собор подвергся шквалу критики в свой адрес. Но, как видим, его проблема – не псевдобарочная новая отделка, а вопрос возвращения аутентичных памяток украинской истории и культуры.