Автор Наталя Дмитренко
Источник «ПіК України»
О Михайловском Золотоверхом говорят, что он является одним из лучших образцов козацкого барокко. Но если копнуть глубже – в нем скрыты тайны еще древнерусского искусства.
Собор поддерживали и Мазепа, и Петр
Счет времени идет от 1108 года, когда киевский князь Святополк Изъяславович (кстати, внук Ярослава Мудрого, построившего Софию Киевскую) заложил на днепровских холмах церковь в честь своего патрона Михаила. Согласно исторической хронике, произошло это 11 июля. Однако «день рождения» Михайловский Золотоверхий празднует в день ангела – 21 ноября – посвященный Архистратигу Михаилу.Церковь Святополк решил поставить в пределах города Изъяслава, своего отца, который также планировал возвести сакральные сооружения на той территории, где уже стоял деревянный монастырь. На этом отрезке истории Михайловского комплекса предположения историков и хронологические пересказы сплетаются в тесный клубок разнообразных фактов. По мнению некоторых исследователей, Изъяслав, в крещении Дмитрий, заложил на этом месте деревянную церковь и монастырь, носившие, соответственно, имя святого патрона Дмитрия.
Однако, как уверяет нынешний наместник монастыря архиепископ Дмитрий (Рудюк), монастырь и церковь были заложены пришлым греком: «До появления Михайловского Золотоверхого монастыря и строительства каменного собора – на этом же месте существовал монастырь. Киево-Михайловский монастырь основал первый киевский митрополит Михаил, который пришел сюда с монахами-греками, и, очевидно, после крещения киевлян здесь поставили деревянный собор».
В любом случае начало истории Михайловского Золотоверхого было неординарным. Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в Киев в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.
С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке.
Очевидно, строился Михайловский собор пять лет, поскольку, согласно летописной хронике, в 1113 году там был похоронен Святополка. То есть исследователи предполагают, что на то время строительство церкви было завершено.
Барочные формы Михайловский собор начал обретать во время процветания украинской козацкой старшины: состоятельные козаки выступали щедрыми меценатами строительства и поддержки православных церквей и монастырей.
Хотя и прежде Михайловский монастырь не прозябал. Во времена Средневековья он обрел право самоуправления: в 1523-м году игумен Макарий получил грамоту от литовского короля Сигизмунда I. Через несколько лет стараниями Макария владения монастыря охватывали Печерский участок Старого города, весь Крещатик, половину Клова и весь Кудрявец – от Львовских ворот до Шулявщины.
После стагнации, наставшей после ордынских набегов на Киев, монастырь заметно возрождался.
В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий (тот самый, что был ректором Киево-братской школы) превращает монастырь в резиденцию митрополита и восстанавливает Варваринский придел, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов.
Фрески при входе на территорию монастыря.
Похищение века
Руководитель Центра исследований проблем возвращения и реституции культурных ценностей Института истории Украины НАНУ Сергей Кот отмечает, что с этого времени и началась странная история переписи, пересылки и «займа» древнерусских ценностей из Михайловского – фресок, мозаик и плит XI-XII ст.
Святой Михаил и князь Святополк Изяславович.
По данным Сергея Кота и Юрия Коренюка, первые научные описания михайловских мозаик были сделаны в середине XIX ст. Семеном Крыжановским и Николаем Закревским. Тогда была зафиксирована композиция «Евхаристия», изображение святого воина Дмитрия Солунского, архидиакона Стефана, апостола Фаддея и еще семи апостолов, сохранившихся фрагментарно. Самый полный реестр Михайловских мозаик и фресок принадлежит профессору Петербургской Академии искусств А.Прахову. «Материалы его архива свидетельствуют, что тогда удалось обнаружить 11 лицевых изображений, 2 больших шестиконечных креста и 28 образцов орнамента – в целом 41 древняя фреска», – пишут в статье «Михайловские достопримечательности в российских музеях» Кот и Коренюк.Махинации с драгоценным интерьером Михайловского начали происходить уже после его демонтажа в 1934-ом. С середины 1990-х отдельные украинские исследователи пытаются доказать, что в 1930-40-е из Киева были банально похищены Михайловские ценности. «Тогда мы насчитали по крайней мере 26 оригиналов ХI-ХII ст. Михайловского Золотоверхого собора, на то время они находились на территории Российской Федерации. Это была, фактически, украинская «Янтарная комната». Наши исследования показали, что украинские памятки, связанные с наследием Михайловского собора, попадали на территорию России начиная с 1936-го года. Обстоятельства этого первого вывоза еще не совсем выяснены», – сообщил ранее в интервью «ПіК України» Сергей Кот.
Часть «утерянных» фресок начали возвращать в последние семь лет. В 2001-м в Украину вернули 4 фрески, в 2004-м – еще семь, которые реставрировали до недавнего времени и в июле выставили на публичное обозрение в музее Киевского научно-методического центра охраны, реставрации и использования памятников истории, культуры и заповедных территорий (ул. Трехсвятительская, 8).
Но возвращенные из питерского Эрмитажа 11 изображений – не самые ценные артефакты. Самые лучшие до сих пор хранятся в московской Третьяковке. В частности знаменитый «Дмитрий Солунский».
Отстроенный Михайловский собор подвергся шквалу критики в свой адрес. Но, как видим, его проблема – не псевдобарочная новая отделка, а вопрос возвращения аутентичных памяток украинской истории и культуры.