История Киева
Автор Козьма Индикоплов
Источник interesniy-kiev
В 1898 г., во время проходившего в Киеве съезда врачей и естествоиспытателей, его делегаты посетили больницу Киевского Покровского женского монастыря и были поражены увиденным. Варшавский профессор М. Зенц так описал свои впечатления: "Каждый кабинет снабжен всеми необходимыми принадлежностями по своей специальности. Чистота, свет, воздух и, если угодно, роскошь не оставляют желать лучшего. Всех кабинетов я насчитал 12, в которых, судя по списку, принимают 20 врачей...
..Один из кабинетов предназначен для отдохновения врачей и обставлен так, как обставляют кабинеты у богатых людей. Все обязанности сестер милосердия при этой амбулатории исполняются монахинями… Осмотрев эту амбулаторию, для которой сделано всё, что можно сделать по последнему слову науки и техники, я отправился в больницу для стационарных больных. Эта больница представляет собой прекрасное двухэтажное здание, в котором помещаются небольшая домашняя церковь, столовая для больных, два операционных зала, которые блещут чистотой, светом и изяществом обстановки, палаты для хирургических больных: женщин и детей…
…При больнице имеется единственный в Киеве кабинет для снятия фотографий лучами Рентгена, служащий целям не только этой, но и других киевских больниц…» Это были лечебные учреждения женского монастыря, созданного на средства и личным участием Великой Княгини Александры Петровны Романовой. Больничный комплекс изначально представлял двухэтажное здание, в котором сперва лечились монахини обители в терапевтическом и гинекологическом отделениях, а с 1893 г. – все женщины и дети. Именно в этой больнице появился первый в Киеве, как было отмечено проф.Зенцем, рентген-кабинет. Постепенно сложилась целая система лечебных и благотворительных заведений, в которую входили женская больница с отделением для детей, приют для неизлечимо больных женщин, детский приют с училищем для девочек-сирот, отделение для приходящих амбулаторных больных, отделение для инфекционных больных, приют для вдов, желающих жить при монастыре, не принимая монашества, приют для слепых и инвалидов. Обязанности сестер милосердия там выполняли монахини и послушницы. Лечение для всех было бесплатным. В монастырскую больницу принимали женщин любой национальности, невзирая также и на принадлежность к какой-либо христианской конфессии. В амбулатории оказывалась помощь приходящим евреям и мусульманам. Из дневниковых записей одной из насельниц монастыря известно, что Великая Княгиня сама, «показывая пример не брезговать никакими зловонными, гнойными ранами больных, их испражнениями и рвотой, самых грязных первая мыла в ванной собственноручно. Матушка приходила в больницу в 6 часов утра, а выходила из неё в 12 ночи». Больным, которые из сословных соображений или брезгливости выражали недовольство при необходимости садиться за один стол с простыми людьми, она легко ставила на место: «Мы, дорогая, лечим не сословия, а болезни. Если не можете так, то выпишитесь.» Известен случай, когда в обитель поступила женщина по фамилии Чепель с запущенной опухолью живота. Врачебное вмешательство в её случае уже ничем не могло помочь, и больная доживала остаток своих дней в больнице. Она сильно страдала, и из-за исходящего от неё зловония сестры не могли подолгу возле неё находиться. Великая Княгиня постоянно к ней заходила, старалась подкрепить её силы вкусной едой, а ночью дежурила у её кровати. Часто она убаюкивала больную, положив ей руку на голову или плечо. Однажды, Чепель, подняв взгляд на царственную особу, сказала: «Одчипись вiд мене, менi i так важко». С этих пор Великая Матушка, как её звали в народе, старалась тщательнее услужить больной. Свой поступок она объясняла просто: «Моя милая Чепель — единственный человек, который был откровенен и бесцеремонен со мной».
Александра Фредерика Вильгельмина родилась 2 мая 1838 г., по происхождению будучи немкой и лютеранкой и представляла третье поколение семьи принцев Ольденбургских. Её отцом был принц Петр Георгиевич Ольденбургский (1812–1881 г.г.), известный в России благотворитель. На Литейном проспекте в Петербурге, около Мариинской больницы, был установлен памятник в его честь, снесенный при советской власти, с надписью «Просвещенному благотворителю Петру Георгиевичу Ольденбургскому». Родной брат принцессы Александры, Александр Петрович (1844–1932 г.г), после смерти отца, унаследовал заботы о всех богоугодных заведениях, в том числе детском приюте принца Ольденбургского и созданной его матерью Свято-Троицкой общине сестер милосердия. Александр Петрович купил на окраине Петербурга участок земли и с нуля создал Институт экспериментальной медицины. В открытый в 1890 г. институт, именно Александр Петрович пригласил работать русского физиолога И.П. Павлова, которому, в результате, в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия. По инициативе Александра Петровича, в институте были проведены первые исследования открытого Кохом в 1890 г. туберкулина. И это была лишь скромная часть обширной медицинской деятельности принца Ольденбургского. Но, несмотря на значительные достижения, только в 1994 г. на институтском здании была укреплена мемориальная доска: «Институт экспериментальной медицины. Основан принцем Александром Петровичем Ольденбургским в 1890 году». Во дворце принцев Ольденбургских шили одежду и белье для сестер и больных. Шестилетним ребенком, Александра подавала работающим ножницы и материал. Она помнила, как ее мать уходила на дежурство в больницу общины, где работала простой сестрой милосердия. Помнила, как потом уставшая возвращалась домой. В семнадцать, принцесса стала невестой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая I.
Ещё до венчания, невеста приняла Православие. Её воспреемницей была иг.Феофания (Готовцева), основательница С.-Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря, происходившая из старинного дворянского рода. Её жизнь описал Е.Поселянин в своей книге «Русские подвижники XIX века».
Вот что отметила в тот день в своём дневнике фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, А.Ф.Тютчева: «Сегодня, 26 декабря 1855 года, молодая принцесса Ольденбургская перешла в Православие. Она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала, и казалась глубоко сосредоточенною. Она была одета в белое атласное платье и очень просто причесана». Этой простоте Великая Княгиня Александра Петровна следовала всю жизнь. В браке у неё родились двое детей: Николай, будущий главком русской армии в 1914-15 г.г. и Петр, разительно отличавшийся от своего старшего брата. Младший характером походил на мать; скромный, увлекавшийся живописью и архитектурой. По его проекту был построен Смоленский скит на Валааме и храм в честь Николая Чудотворца в киевской обители, основанной его матерью.
Светское общество её тяготило. В первый же год супружеской жизни она организовала в своей усадьбе Знаменка под С.-Петербургом медпункт для крестьян. В 1859 г. в Петербурге начала действовать Покровская община, для которой был отведен значительный земельный участок на Васильевском острове. В её зданиях расположились детский приют, отделение сестер милосердия и позже — больница. Неимущие здесь могли бесплатно получить врачебную помощь, лекарства. Действовало хирургическое отделение. Среди сестер милосердия была и Александра Петровна, последовавшая примеру своей матери. Позже, все свои драгоценности и деньги она вложит в строительство Покровской обители. Её насельницы знали, что ещё в Петербургский период своей жизни, Великая Матушка ассистировала проф.Боткину и даже хлороформировала. А в Киеве, уже больная, часто, в течение 5-6 часов, выстаивала по 3-4 операции, исполняя обязанности ассистента «у ножа». Супруг Александры Петровны оказался ей неверен. Не сдерживая свои склонности к любовным похождениям, после рождения второго сына, он стал открыто сожительствовать с петербургской балериной Числовой, от которой имел нескольких детей. Николай Николаевич в этой связи, как водится, счастья не нашел. Некоторые из его незаконных детей умерли в раннем возрасте. Пережил он и саму Числову, скончавшуюся в 40 с небольшим лет. Сам Николай Николаевич заболел раком, начавшегося на губе и давшего метастазы в головной мозг. В состоянии полного безумия он умер в своём имении в Крыму в апреле 1891 г., лишенный последней исповеди и причастия. Это обстоятельство было скорбным для Великой Княгини. Очевидно, она его простила и горячо за него молилась, скончавшись 9 лет спустя ровно в тот же день и даже час, когда не стало её бывшего мужа. А в 1879 г., переживая разлад в семье, в результате несчастного случая (лошади понесли, опрокинув экипаж), Александра Петровна получила тяжелейшую травму позвоночника. Парализованная, она могла двигать только левой рукой. Без сомнения, обрушившиеся несчастья ей помогла выдержать глубокая вера. Великой Княгине было рекомендовано лечение на юге, и она, в сопровождении сыновей, отправилась в Неаполь и на о.Корфу. Во время путешествия на военном паровом корабле «Эриклик», она остановилась у берегов Афона. Там, общаясь с прибывшим на борт игуменом русского Пантелеимонова монастыря, архим.Макарием, она много почерпнула для создания будущей Покровской обители.
После паломничества на Святую гору, она поселилась в Киеве, привлекалвший ее своими святынями и хорошим климатом. Сначала жила в императорском Мариинском Путевом дворце. Лечение за границей улучшило состояние ее здоровья, однако полностью восстановиться она не смогла. Долгие годы она вынашивала план создания женского монастыря и больницы при нем. Подыскивая место для монастыря, она получила предложили купить принадлежавший семьям Диковских и Алпатовых пустырь в 6 десятин, поросший лесом, на окраине Киева Глубочице, место гулянок киевской молодёжи. Место это ей понравилось, и она купила его за 50000 руб. для монастыря. Лишь потом она узнала подробности того, что за семьдесят пять лет до основания обители, блаженный иеросхим.Феофил, Христа ради юродивый, подвижник Киево-Печерской Лавры, молился на этом месте и говорил, что здесь будет монастырь и царственная жена будет его правительницей. Предсказание, хранившееся семьёй Диковских, сбылось в точности. 11 (24) января 1889 г. принято считать датой основания Киево-Покровского женского монастыря. В мае 1892 г. Александра Петровна решилась на сложную операцию на позвоночнике, после которой последовало улучшение. Другая операция, будет произведена через 2 года киевским хирургом, проф. Ф. Борнгауптом. Однако, надо помнить, что ранее известный проф. В.Н. Караваев делал негативный прогноз, утверждая, «что никакая медицинская помощь не в состоянии воздвигнуть» её «от одра болезни» (из письма Вел.Кн. Александры Петровны митр. Киевскому Платону, 1889 г.) После горячей молитвы Анастасии Петровны, обращенной к Божьей Матери, вопреки ожиданиям, Великой Княгине удалось сделать несколько шагов. Узнав об этом, проф. Караваев воскликнул: «Не думайте, что мы Вам помогли — это Божья помощь!» В том же году Александра Петровна, получив императорское разрешение и согласие своего мужа, не афишируя, принимает иноческий постриг с именем Анастасия. В этот период неожиданного выздоровления и делаются её малоизвестные фотографии.
Со временем, при монастыре заработали школа, библиотека, училище для сестер милосердия, обучавшихся для работы в полевых условиях военного времени. На рубеже XIX-XX в.в. в России раздавались голоса, призывающие превратить монастыри в светские социальные учреждения по типу общин сестер милосердия. Однако, царственная инокиня считала, что больничное дело обязано совершаться с непрестанной молитвой, что молитва даёт те плоды, которые так необходимы в этом служении. В монастыре инокиня Анастасия занимала только одну келью и питалась в общей трапезной. Окно её больничной палаты выходило в храм. Впоследствии, в 1894 г., Александр III подарил Княгине-инокине древний Преображенский Межигорский монастырь, находившийся в то время в упадке. Личные средства Александры Петровны уже не позволяли содержать два монастыря. Но она позаботилась о теплицах, оранжереях, мастерских и прочих учреждениях, которые могли приносить прибыль. Она служила больным, будучи сама тяжело больной. После девяти лет паралича, она испытывала сильные боли в ногах, и постоянно их бинтовала. Между тем, её постель состояла из простого бумажного одеяла, покрывавшего кушетку. В основном, для короткого сна она садилась, редко укладываясь в постель, склоняя голову на круглый столик. Словом, жила так, желая каждую минуту посвятить больным. В 1898 г. было открыто второе терапевтическое отделение. В отчете больничных учреждений за первое десятилетие работы лечебниц обители зафиксированы следующие данные. Больницей воспользовались 5020 человек, из аптеки выдано бесплатно 501064 номера медикаментов. В терапевтическом отделении лечилось 1848 больных, в хирургии сделали 2298 операций. В ЛОР-кабинете принято 5957 пациентов, в зубном кабинете отмечено 12517 посещений. В приютах для слепых и неизлечимо больных призревалось 123 человека. В одном только 1897 г. за медпомощью обратились 23962 человека в течение 53581 посещений. Царственная инокиня писала: «Всё твёрдо, убеждённо и ничего напоказ. Врачи наши безупречны… Что сама знала, тому учила сестер, и они всё исполняют лучше учёных фельдшериц…»
Инокиня Анастасия скончалась на третий день Святой Пасхи, 13 апреля 1900 года. Перед кончиной к ней приехали оба сына, проводив её в последний путь. Великую княгиню Александру Петровну похоронили в монастыре у алтаря Покровской церкви под простым деревянным крестом с надписью «Сестра Анастасия». После её смерти монастырю помогали её сыновья, а также множество благотворителей. Ежегодно, распоряжением Николая II, на содержание благотворительных учреждений Покровского монастыря отпускалось 80000 руб. В Первую мировую войну здесь был размещён госпиталь. В 1925 г. монастырь закрыли. Новая власть разместила в обители гаражи, хозсклады, овощехранилища, а 719 монахинь остались без крова и средств к существованию. Но в 1942 г. монастырь вновь был открыт и уже больше не закрывался, хотя попытки его закрыть периодически возникали с 1960-х до начала 1980-х г.г. Но это уже отдельная история. В 1943-45 г.г. на территории монастыря действовал военный госпиталь, а в 1945-48 г.г. — лазарет.
В настоящее время, инокиня Анастасия (Романова), определением Священного Синода УПЦ от 24 ноября 2009 г., прославлена в лике местночтимых святых Киевской епархии. Дело её жизни находится в одном ряду с делом другой общерусской святой и её родственницы, прпмч.Елизаветы Феодоровны Романовой. Мощи прп.Анастасии Киевской были обретены на Лукьяновском кладбище г.Киева, куда они были ранее перенесены из-за боязни поругания, и находятся в Никольском храме Киево-Покровского монастыря.