История автобуса в Киеве
История автобуса в Киеве
История автобуса в Киеве

Автор Марина Коренная

Источник Специально для Киевского КОДа

Итак, друзья! Открываем одну из кулис о Киевском муниципальном транспорте, которая осталась закрыта в предыдущей части. И за кулисой у нас история происхождения Киевского автобуса! Ну что ж! Начнем!


Первые попытки эксплуатации омнибусов в Киеве - предшественников автобусов - были предприняты еще в конце 18 века. Хотя во второй половине 19 века Киев был одним из передовых городов Российской империи, в городе не было нормального общественного транспорта, кроме извозчиков. 


И вот, в 1879 году, предприниматель Левин закупил 7 омнибусов, рассчитанных на перевозку 8 пассажиров, и начал их эксплуатацию в Киеве. Несмотря на дешевизну стоимости проезда по сравнению с извозчиками, этот вид транспорта вскоре перестал существовать. Виной всему стало неудовлетворительное техническое состояние омнибусов и их нехватка на улицах. Тогдашние омнибусы можно сравнить с нынешними грузовыми "маршрутками", в которых перевозится в два раза больше пассажиров, чем может нормально вмесить транспортное средство.

В конце первой декады ХХ века городская Дума разработала проект ввода в эксплутацию в Киеве восьми автобусных линий с передачей их в концессию. Но реализовать этот проект в полной мере не удалось из-за отсутствия предпринимателей, готовых вложить деньги в столь сомнительное и затратное мероприятие. В то время в Киеве процветал трамвай с разветвлённой сетью, и автобусное предприятие могло попросту прогореть. 


Автобусное движение в Киеве начиналось несколько раз: в 1911 и 1913 годах, но через некоторое время эксплуатация автобусных линий закончилась, и этот вид транспорта не завоевал доверия у киевлян. Эти автобусы размещались на территории Лукьяновского трамвайного парка. 


10 декабря 1925 года, после установления советской власти в Украине, в столице было открыто первое регулярное автобусное сообщение по маршруту "Пл. ІІІ Интернационала - ул. Л. Пятакова" (теперешние Европейская пл. - ул. Саксаганского). На маршруте работали автобусы марок "Фиат" и "Даймлер-Бенц" (по нынешним меркам их можно называть микроавтобусами).


     В 1951 году в Киев начали поступать усовершенствоавнные автобусы ЗиС-155. Вместе с ЗиС-154 они на десятилетие стали основой автобусного парка в Киеве.
     В 1958 году на киевских маршрутах появились и автобусы с эмблемой ПАЗ-652. Небольшие 45-тиместные машинки с двумя узкими дверями занялись перевозками на линиях с малым пассажиропотоком. В 1968 году этот автобус стал называться ПАЗ-672 после модернизации. Он хорошо прижился на узких улочках частного сектора в Совках и на Ширме, Мышеловке и районе Монтажник.

В 1932 году в Киев начали поступать угловатые и примитивные машины ЗиС-8, а в 1938 - достаточно элегантные ЗиС-16. До Великой отечественной войны в Киеве было порядка 100 автобусов, однако они существенно не влияли на объём пассажироперевозок, ввиду частых поломок, несовершенства конструкции, очень малой провозной способности, их малого количества, и в конце концов отсутствия дорог с твёрдым покрытием. В 30-е годы основным видом транспорта был трамвай!  

В 1934 году возле нынешней станции метро "Лыбедская" в Боенском переулке была организована "Автобусно-таксомоторная база №1". Туда сразу же поступило 20 новых автобусов с деревянным кузовом "ГАЗ-0330" (на 16 сидячих мест). Несмотря на нехватку запчастей и самих автобусов, они проработали до начала Великой отечественной войны. 

 

Следует отметить, что автобусы тех лет - это были фактически приспособленные для перевозки пассажиров грузовики. 
     Война практически полностью парализовала транспортное сообщение Киева.
     В 1945 году началось восстановление автобусного хозяйства, и уже в июне 1946 года в столице был организован автобусный парк №1 по улице Васильковской, существующий и поныне. Он в течение 13 лет был единственным автобусным парком в Киеве. 
     В 1946 году начали поступать машины с завода имени Сталина- ЗиС-154. Это была первая модель, созданная не на шасси грузовика. ЗИС-154 - настоящий автобус вагонной компоновки, причём с революционным уровнем комфорта для пассажиров. Именно ЗиС-154, вместе с капотными машинами ГАЗ-0330, ЗиС-16 и ГЗА-51 составлял автобусный парк послевоенного Киева. 


Что характерно, использовал на маршрутах ПАЗики только 1-й парк, где их насчитывалось более 50 единиц. Позже завод из Павлово на Оке поставлял к нам в город новую модель ПАЗ-3205, и её еще до сих пор можна встретить на не многих сохранившихся ПАЗовских маршрутах, например на №№ 12, 19, 28, 111. Её модернизированный наследник не редок и на таксомоторных маршрутах.


Что характерно, использовал на маршрутах ПАЗики только 1-й парк, где их насчитывалось более 50 единиц. Позже завод из Павлово на Оке поставлял к нам в город новую модель ПАЗ-3205, и её еще до сих пор можна встретить на не многих сохранившихся ПАЗовских маршрутах, например на №№ 12, 19, 28, 111. Её модернизированный наследник не редок и на таксомоторных маршрутах.


 В 1959 году на Левом берегу Днепра был открыт второй автобусный парк (адрес предприятия был ул. Дружба Народов, 40). Часть автобусных маршрутов была передана на обслуживание в новооткрытое предприятие.
     Автобусы перевозили пассажиров с площади Сталина в Старую и Новую Дарницу, на Печерск, Сталинку, в пригороды. Постепенно разветвлялась автобусная сеть Киева. Именно автобусы первыми приходили на новые массивы: Соцгород, Воскресенку, Водопарк, Лесной, Оболонь, Троещину, Харьковский.
     В начале 60-х началось массовое поступление первых украинских автобусов ЛАЗ-695. Быстро вытесняя устаревшие ЗиС-155 и заполняя новые маршруты Чоколовки и Отрадного, Нивок и Борщаговки, Воскресенки и Академгородка, новые ЛАЗы составляли подавляющую основу парка Киева в 60-70х годах. В 1964 году начала поступать модель "ЛАЗ-695Е" с воздухозаборником на крыше. Автобус ЛАЗ-695 оказался столь удачнным и надёжным, что с некоторыми архитектурными и техническими изменениями (695М, 695Н), продолжал оставаться главным автобусом в городе вплоть до середины 70-х лет. В 80-х годах ЛАЗы вместе с Икарусами работали на многих линиях. И даже сегодня, легендарный уютный 695-й из вчерашнего дня встречается на киевских линиях.